сделать домашней  добавить в избранное  карта сайта RSS
 

Вебинары HRM.RU

Прогноз эффективности кандидатов на основе тестов
Начало 26.05.2017 12.00 (по московскому времени)

Полный список вебинаров

События

полный список

Последние обсуждения

  26.09.2019 16:41:06
Новый уровень безопасности дыхания
  30.08.2019 14:26:41
Worldskills International и 3М запускают новый совместный проект «Образование во имя будущего»
  30.08.2019 11:33:40
Молодые профессионалы за устойчивое будущее
  24.08.2019 14:36:18
Научные эксперименты, продуктовые тесты и мировые технологии для молодых профессионалов
  09.08.2019 16:18:31
Только оригинальные СИЗ обеспечивают гарантированную защиту


Опросы
  Актуальные направления работы HR вашей организации 2017
Все опросы


Зачем нужно обучать линейных менеджеров?


Зачем нужно обучать линейных менеджеров?

Обучение сотрудников за счет компании всегда вызывает споры. Оправдывают ли себя затраты на обучение, если человек в любой момент может уйти из организации, перейти к конкурентам? Что лучше — повысить работникам зарплату или отправить на тренинг? Наверное, сначала нужно определить: кого обучать, с какой целью, как и чему.

Тематические разделы:
Обучение и развитие персонала
Статьи : Обучение и развитие

Источник: HR-Лига

Автор: Ламанова Елена

Дата публикации: 18.09.2011



Зачем нужно обучать линейных менеджеров?
Обучение сотрудников за счет компании всегда вызывает споры. Оправдывают ли себя затраты на обучение, если человек в любой момент может уйти из организации, перейти к конкурентам? Что лучше — повысить работникам зарплату или отправить на тренинг? Наверное, сначала нужно определить: кого обучать, с какой целью, как и чему.

Руководители отечественных компаний все еще верят, что бизнес делают деньги, не замечая очевидного — бизнес делают люди. Конечно, вкладывать средства в обучение всех сотрудников предприятия, может быть, и не нужно. Но есть категория работников, которых просто необходимо обучать: линейные менеджеры (начальники отделов, бюро, участков, направлений), непосредственно управляющие теми, кто производит товары/ оказывает услуги.

Помимо профессиональных знаний и навыков менеджеры среднего звена обязаны развивать управленческие компетенции, ведь они являются наставниками для своих подчиненных, ставят перед ними рабочие задачи и оценивают достигнутые результаты, организуют бизнес-процессы, отвечают за трудовую дисциплину, производительность труда и развитие подчиненных.

Большинство современных руководителей были назначены на ответственную должность по итогам отличной работы, проявленной на позиции специалиста. В совершенстве владея специальными знаниями и навыками, такие люди зачастую оказываются полностью некомпетентными в качестве управленцев. Им самим бывает трудно это понять, еще труднее — признать, что необходима помощь и поддержка со стороны специалистов по управлению персоналом.

Обучающие или развивающие мероприятия для менеджеров среднего звена в компании можно организовать «своими силами» или обратиться к внешним консультантам. Для того чтобы получить желаемый эффект, следует учитывать некоторые особенности обучения взрослых. Такие учащиеся:

  • должны быть уверены в компетентности преподавателя;
  • имеют опыт учебы в прошлом, и не всегда позитивный;
  • как правило, связывают то чему их учат, с тем, что они уже знают, наличие жизненного опыта повышает обучаемость;
  • с трудом меняют устоявшиеся привычки;
  • хотят понимать практическую ценность того, чему их учат;
  • имеют собственное мнение о том, чему и как их учат;
  • принимают активное участие в учебном процессе;
  • не всегда готовы взять на себя ответственность за обучение;
  • могут болезненно реагировать на выявление пробелов в знаниях (особенно это характерно для руководителей).

    Чему обучать линейных менеджеров? «Базовые навыки управления» — наиболее актуальная тема для большинства из них. Выстраивать план программы обучения и развития необходимо, отталкиваясь от основных управленческих функций. В соответствии с традиционной управленческой моделью руководитель должен уметь:

  • определять и четко формулировать цели развития подразделения;
  • планировать работу подразделения;
  • ставить себе и подчиненным задачи по достижению намеченной цели;
  • организовывать процесс работы;
  • мотивировать подчиненных на работу с полной отдачей;
  • контролировать выполнение работы;
  • оценивать уровень исполнения.

    Также в сферу его компетенций входят:

  • кадровые вопросы;
  • делегирование полномочий;
  • организация коммуникаций (обмен информацией, обратная связь).

    Перед тем как приступать к составлению программы обучения для линейных менеджеров, следует провести оценку уровня развития их управленческих компетенций. В качестве примера хочу привести программу, по которой обучаются менеджеры среднего звена в «Школе линейного руководителя» нашей компании (приложение 1). Все темы программы рассматриваются в объеме, необходимом именно для этой категории сотрудников.

    Приложение 1
    Модульная программа обучения для линейных менеджеров

    Модульная программа обучения для линейных менеджеров

    Особое внимание мы уделяем изучению кадрового делопроизводства — как правило, это самый большой пробел в подготовке линейных менеджеров. Отсутствие знаний о важных положениях трудового законодательства часто приводит к ошибкам и казусам. Руководители обязаны разбираться в механизме принятия кадровых решений, понимать причинно-следственную связь между различными этапами принятия управленческого решения и его результатом.

    Программа рассчитана на два месяца интенсивного обучения, она состоит из четырех модулей и проводится в четыре этапа. Модуль — это два полных рабочих дня, на протяжении которых менеджеры «погружаются» в определенную тему. В период между модулями они выполняют практические задания, делают наблюдения, фиксируют свои достижения в применении полученных знаний.

    Мы используем методы, обеспечивающие особую эффективность обучения взрослых:

  • разбор кейсов (конкретных ситуаций);
  • игры (деловые, ролевые, имитации);
  • дискуссии;
  • мозговые штурмы;
  • групповые и индивидуальные проекты;
  • элементы коучинга.

    Кроме этого менеджеров обучают наблюдению (анализ обратной связи от подчиненных) и самонаблюдению — описанию опыта применения полученных знаний и отработанных навыков (приложение 2).

    Приложение 2
    Упражнение «Дневник руководителя (пять достижений)»*


    Каждому руководителю важно чувствовать уверенность в своем профессионализме. Эта методика поможет вам развить в себе такие важные для менеджера качества, как целеустремленность и уверенность в себе.

    Для начала нужно взять за правило ежедневно фиксировать на бумаге свои успехи в роли руководителя. Дневник — это мощный инструмент саморазвития, благодаря работе с ним вы научитесь достигать поставленных целей.

    В основе данной методики — особенности человеческой памяти: мы легче запоминаем ошибки и неудачи, чем успехи и достижения. Наш мозг в 11 раз дольше обрабатывает негативную информацию: мы сильно и долго переживаем любые неудачи. В среднем на каждых два «да» человек слышит 17 «нет»… Конечно, «на ошибках учатся», но из-за излишнего негатива страдает самооценка. А вот положительные эмоции обладают огромной энергией!

    Благодаря «Дневнику» удается «запротоколировать» важные умения и навыки, перевести их в список собственных активов. Фиксируя достижения на бумаге, мы видим свои сильные стороны, формируем привычку концентрироваться на позитивных сторонах жизни и личных достижениях, систематически повышать свое управленческое мастерство. Все это — важные привычки успешных людей. Берите пример с великих — ученых, писателей, путешественников: многие из них оставили дневниковые записи.

    Об успехе свидетельствуют конкретные результаты: например, список достигнутых целей. Вспомните, что вам удалось — вчера, сегодня. Написать пять строчек — несложно, это не отнимет много времени. Чтобы убедиться, насколько результативно вы работаете, необходимо некоторое время (от недели до трех месяцев). Чем меньше успешных случаев вы сможете пока вспомнить, тем больше вам нужен дневник.

    Практические советы:

          1. Купите ежедневник — это удобно.
          2. Каждый день записывайте, что вы сделали хорошо, как управленец (пять завершенных дел), например:
            • удачно принятое решение;
            • составление плана работы на день (месяц, квартал);
            • похвала вышестоящего руководителя;
            • положительный отзыв коллеги;
            • приобретение нового опыта;
            • чтение статьи/книги по менеджменту;
            • реализация индивидуального подхода к подчиненному;
            • проявление личной инициативы;
            • удачное проведение совещания/переговоров;
            • завершение проекта и т. п.
          3. Записывайте в дневник не менее пяти значимых достижений в день.
          4. Делайте записи в ежедневнике каждый день!
          5. Заполняйте дневник в конце рабочего дня.
    Освоив это упражнение, вы сможете рекомендовать его коллегам и подчиненным, что со временем повысит эффективность вашего структурного подразделения и компании в целом.

    Удачных вам управленческих решений!
    _________
    * Упражнение разработано на основе методики Бодо Шефера (
    Bodo Schаеfer) «Дневник успеха».

    В перерывах между модулями у них есть возможность проконсультироваться: (регулярно проводится «Час вопросов и ответов о личной эффективности руководителя, где обучающиеся задают вопросы, узнают об опыте коллег из учебной группы, делятся своими промежуточными достижениями, получают рекомендацию тренера, если это необходимо. Консультации проходят после рабочего дня (полтора-два часа).

    Такой график занятий стимулирует развитие у слушателей самоконтроля и дисциплины, помогает им осознать свои достижения в освоении управленческих навыков, получить поддержку коллег и бизнес-тренера.

    Гуру менеджмента Ицхак Адизес, идеи которого в последнее время получили большую популярность среди менеджеров Украины, вывел наглядную формулу устойчивого бизнеса: «Здоровая организация характеризуется результативностью и эффективностью в ближайшей и долгосрочной перспективе». Обучение рядовых сотрудников повышает эффективность производства товаров и услуг; обучение линейных руководителей умению управлять решает вопрос эффективности компании в целом, каким бы видом деятельности она ни занималась. Результативность бизнеса напрямую зависит от эффективности процессов производства и управления.

  • Share |

     

    Версия для печати     Обсудить на форуме

    Читайте также
    Компании Кремниевой долины неохотно нанимают сотрудников со слишком богатым опытом

    Наиболее важные аспекты социального обучения
    Наиболее важные аспекты социального обучения

    На сегодняшний день влиятельность инструментов социального обучения неуклонно растет в сфере бизнеса. Но следует отметить тот факт, что организациям необходимо правильно выбирать время и способ применения социального обучения для достижения поставленных целей и задач.



    T&D director – мода или необходимость для современной компании

    Задумывался ли кто-нибудь о том, нужен ли вузу ректор? Его фигура почти всегда воспринимается, как неотъемлемая составляющая учебного заведения. Также, как государство часто отождествляется в социальном восприятии с его ведущим политиком, президентом или премьером. Но если в академическом образовании ректор - фигура обязательная, то необходимость руководителя в системе бизнес обучения часто остается под вопросом.
    Рынок бизнес - тренингов в России - детство, отрочество, юность...?

    Для большинства россиян само понятие “бизнес-тренинг” – terra incognita, нечто непонятное, пришедшее из другой жизни.

    Автономные LMS приказали долго жить
    Автономные LMS приказали долго жить

    Те организации, которые цепляются за автономные системы управления обучением, способные разве что создать календарно-тематический план для курсов профподготовки или электронного образования, теряют общее видение ситуации. К сожалению, таких организаций множество.

    Имя 
    Пароль  забыли?
    Присоединяйтесь!

    Новые материалы

       Названы самые высокооплачиваемые вакансии в Башкирии
       Не все профессии равны. Вчерашние школьники идут в телевизионщики и PR
       Новочебоксарские безработные граждане обучаются востребованным профессиям
       Где в Уфе заработать 100 тысяч рублей в месяц
       Сколько в среднем получают владимирские врачи?


    Последние комментарии

      
       мне приятно Вас читать 99 % читаемое мной - мусор... А на ваших постах глаза отдыхают 
       Действительно, Эдуард, что это я! Всё ещё hr, всё ещё пишу - с удовольствием вернусь)))
       Марина, вы вернетесь к нам или уже все?)
       вы можете оставлять активную ссылку на источник 
    Все статьи


    Интервью




    Публикую статью Алексея Королькова с видеокомментарием
    все интервью


    О проекте      Реклама       Подписка       Контакты       Rambler's Top100 Яндекс цитирования ©2000-2011, HRM