сделать домашней  добавить в избранное  карта сайта RSS
 

Вебинары HRM.RU

Прогноз эффективности кандидатов на основе тестов
Начало 26.05.2017 12.00 (по московскому времени)

Полный список вебинаров

События

полный список

Последние обсуждения

  26.09.2019 16:41:06
Новый уровень безопасности дыхания
  30.08.2019 14:26:41
Worldskills International и 3М запускают новый совместный проект «Образование во имя будущего»
  30.08.2019 11:33:40
Молодые профессионалы за устойчивое будущее
  24.08.2019 14:36:18
Научные эксперименты, продуктовые тесты и мировые технологии для молодых профессионалов
  09.08.2019 16:18:31
Только оригинальные СИЗ обеспечивают гарантированную защиту


Опросы
  Актуальные направления работы HR вашей организации 2017
Все опросы


Совмещать несовместимое, или почему не разделяются коучинг, бизнес-тренерство и психологическая помощь

      Тематические разделы:
      Психология, теории HR
      Обучение и развитие персонала
      Обучение и развитие персонала : Очное обучение
      Обучение и развитие персонала : Очное обучение : Тренинги
      Обучение и развитие персонала : Очное обучение : Наставничество

      Дата публикации: 30.10.2017


      Надо сказать, что большинство людей, которые обращались ко мне за коучингом, обращались скорее не за коучингом, а ко мне. По моим наблюдениям, коучинг не всегда понятен (до момента обращения) даже тем, кто к нему прибегает в процессе решения своих социальных запросов. Для остальных же слово «коучинг» имеет окраску от нейтральной до резко отрицательной.

      Не в последнюю очередь это происходит потому, что специалисты, которые заявляют себя в пространстве помогающих практик, слабо себя идентифицируют и пытаются объять необъятное. В результате, в профиле или резюме такого мастера можно увидеть «скромный» перечень: «Психолог. Коуч. Бизнес-тренер. Ментор». Особо увлеченные могут добавить еще и несколько направлений в психологии, в которых они специализируются: гештальт, НЛП, системные расстановки…

      Не поймите меня неправильно, я с огромным уважением отношусь к людям, которые много времени отдают своему образованию, а также признаю опыт, накопленный отдельными направлениями психологической практики. Но такое слияние компетенций в одном специалисте наводит клиентов на мысль, что психология, коучинг и бизнес-тренерство – это почти одно и то же. В результате появляются рассуждения (примерами которых наполнены социальные сети): «Я сходил к психологу, понял, что он ничего не смыслит в бизнесе и что коучинг на самом деле никому не помогает», «Зачем я пойду к коучу? Навидался их у нас на бизнес-тренингах!», «Я был и у психолога, и у коуча и не увидел никакой разницы – оба работают «открытыми» вопросами», «У нас прошел классный бизнес-тренинг, один коуч нас учил манипуляции в переговорах!». Надеюсь, читатели этой заметки поймут всю иронию последней фразы самостоятельно…

      Я придерживаюсь той точки зрения, что – особенно на начальном этапе профессиональной деятельности в помогающих практиках – специалист должен четко придерживаться одной профессиональной зоны: если это психологическое консультирование, то психологическое консультирование, коучинг так коучинг, тренерство так тренерство.

      Объяснить свою позицию я хотела бы через понятие личной парадигмы – термина, широко используемого в научной психологии.

      Парадигма – это всегда некоторая модель. В нашем случае интересно, что в личной модели каждого специалиста объединяются его методы работы, практика, идеи, стратегии действий, и все это направляет его дальнейшую профессиональную коммуникацию.

      Так вот, модели «Психолог», «Коуч» и «Бизнес-тренер» не идентичны, а человек, который их пытается совмещать, волей-неволей выбирает одну из моделей как ведущую, и это мешает ему работать профессионально в пространстве других моделей. Есть, конечно, специалисты-гуру, которые могут успешно переключаться из режима в режим, но, во-первых, их немного, а во-вторых, они все-таки также тяготеют к тому или иному направлению, используя его методы в работе заметно больше.

      Рассмотрим парадигмы работы психолога, коуча и бизнес-тренера чуть подробнее.

      Парадигма психологической помощи (разрешите мне сейчас не дифференцировать ее изнутри) подразумевает, что человек пришел решать проблему к тому, кто сильнее его. В парадигме психологической помощи заключены идея двойной нагрузки: подразумевается, что психолог может выдержать и нагрузку проблем клиента, и нагрузку собственных проекций – и вывести человека из состояния травмы, боли, психического истощения к некоторой условной норме, в которой человек уже самостоятельно сможет взаимодействовать с миром. Изначально психолог и его клиент не равны. Психолог очень глубоко признает индивидуальность человека, личную историю и ее сознательное или бессознательное влияние на поведение. Для психологической помощи имеют достаточно важное значение прошлый опыт, диагностика проблемы, переживания и их проживание. Специалист, который долго работает в поле психологической помощи, не может абстрагироваться от наличия у человека проблем, а его задачей является вывод человека из условного минуса в как можно более адекватное состояние.

      Парадигма бизнес-тренерства означает, что человек идет к тому, кто умнее и опытнее его – за знаниями, навыками, помощью в разработке стратегии, решением конкретной задачи. При этом опыт бизнес-тренера в какой-то сфере приобретает универсальный характер, он в «первом приближении» абстрагирован от личности учащегося. Задача тренера – максимально изменить характер отношений человека и поставленной задачи, сделать так, чтобы человек как можно более автоматически действовал в рамках алгоритмов, приносящих самый большой эффект. Естественно, в обучении невозможно полностью абстрагироваться от личности тренируемого, и хороший бизнес-тренер, конечно же, использует сильные стороны каждого человека, но все-таки в тренерстве приоритет принадлежит технологиям и знаниям. Вопрос о равенстве двух взаимодействующих людей можно рассматривать так: даже если личностно тренер и учащийся равны, то с точки зрения овладения процессом, технологиями и знаниями тренер находится выше своего ученика. Тренер всегда слегка дидактичен (можете себе представить дидактичного психолога?), в рамках задачи мыслит определенным количеством систем, нацелен на специфический и заранее понятный результат (что невозможно ни в коучинге, ни в психологии). Работа тренера сосредоточена на настоящем, в «здесь и сейчас» — именно через выработку специальных навыков он готовит своего клиента в будущему.

      Парадигма коучинга – это общение равных. Один человек идет к другому человеку, потому что тот обладает возможностью (опытом, знаниями) помочь в постановке целей, нахождении личных ресурсов. Коуч, в отличие от психолога, должен абстрагироваться от прошлого опыта своего клиента – а в случае, когда такой подход блокирует работу, направить клиента к другому специалисту.

      Коуч одинаково принимает самые разные стратегии существования своих клиентов в мире, не оценивая их и не навязывая «правильные». Задача коуча – создать безопасное пространство, в котором клиент попробует новое поведение. В рамках серии встреч задача коуча – побудить человека действовать в принципе (например, для психолога такой результат не является обязательным), и действовать в согласии с собственными, а не чужими стратегиями (в случае с бизнес-тренингом программа все-таки внешняя, и от успеха ее освоения зависит результат тренинга).

      Коучинг, таким образом, создает мотивирующее пространство с понятными сроками и схемами действий и с полным уважением к силе личности и имеющимся ресурсам клиента. Коучинг работает над созданием ресурсного состояния, социального по своей природе (проявленного из личного слоя в поведение, коммуникацию с социумом). Коуч недирективен, гибко выбирает методы работы с клиентом, не придерживается какой-то одной программы, но все время «тащит» человека в действие. Коучинг – это метод прикосновения к будущему.

      …Вывод из всего вышесказанного прост: для успешной работы на выбранном профессиональном поле следует признать фак­т влияния профессии на личность и факт изменении личности в ходе профессионального развития. Не стоит совмещать несовмещаемое и искать универсальную роль для работы с людьми (как правило, ничего, кроме страха оказаться невостребованным или денежного интереса, под этим нет, а нечасто встречающиеся профессионалы сразу в нескольких областях только напоминают о факте, что из каждого правила возможны редкие исключения).

      Каждому отдельному специалисту в коучинге, психологической практике и бизнес-тренерстве хотелось бы пожелать успеха в выбранной им профессиональной парадигме. Огромное количество людей в современном мире нуждается в помощи, и давайте не будем дискредитировать этот запрос своей слабой профессиональной самоидентификацией.

      PS: Как вы наверняка понимаете, я специально не стала в рамках данной статьи заходить на территорию «лайф-коучинга», под вывеской которого сейчас в том числе успешно развиваются различные околонаучные и эзотерические направления.



      Источник




      Share |

       

      Версия для печати

      Читайте также

      Как сформировать отношения с подчиненными
      Как сформировать отношения с подчиненными

      Формирование взаимоотношений является прямой обязанностью руководителя. Невозможно с математической точностью и определенностью описать все взаимоотношения между людьми вообще или руководителем и подчиненными в частности. Однако, чтобы снизить уровень неопределенности, мы можем рассмотреть такие взаимодействия в системе координат, которая будет состоять из нескольких осей

      Варианты ответов на вопрос Почему вы не выполнили задание вовремя?
      Варианты ответов на вопрос «Почему вы не выполнили задание вовремя?»

      Вы сорвали сроки, которые были даны на выполнение важного проекта. Начальник раздражен и интересуется, как такое могло произойти.



      Внедрена система оценки персонала на платформе Webtutor компании Websoft в банке DeltaCredit

      В рамках проекта ”Автоматизация Оценки Персонала” в конце мая был успешно запушен в эксплуатацию модуль «Оценка персонала» СДО Webtutor компании Websoft
      В гуманитарных науках развивается новое направление — Digital Humanities. Что это вообще такое?
      Эмоциональный интеллект

      HRу высокий уровень развития эмоционального интеллекта просто необходим, иначе есть риск после 24-00 превратиться в тыкву, как в известной сказке. Какая волшебная палочка или другой магический инструмент поможет лучше понимать людей, знать, что они хотят? Как можно научиться лучше понимать свои эмоции и управлять ими в своих интересах? Что, вообще, значит - управлять эмоциями? В статье Анатолий Тихомиров выстраивает связь между уровнями сознания и уровнем эмоциолнального интеллекта человека. Автор полагает, что эмоциональный интеллект можно развивать, в отличие от IQ, реальный уровень которого остается практически неизменным. Путь к развитию ЭИ лежит в работе над осознанием своих эмоций. Лидеры и добившиеся высоких успехов в обществе люди как правило, обладают высоким эмоциональным интеллектом.
      Имя 
      Пароль  забыли?
      Присоединяйтесь!

      Новые материалы

         Названы самые высокооплачиваемые вакансии в Башкирии
         Не все профессии равны. Вчерашние школьники идут в телевизионщики и PR
         Новочебоксарские безработные граждане обучаются востребованным профессиям
         Где в Уфе заработать 100 тысяч рублей в месяц
         Сколько в среднем получают владимирские врачи?


      Последние комментарии

        
         мне приятно Вас читать 99 % читаемое мной - мусор... А на ваших постах глаза отдыхают 
         Действительно, Эдуард, что это я! Всё ещё hr, всё ещё пишу - с удовольствием вернусь)))
         Марина, вы вернетесь к нам или уже все?)
         вы можете оставлять активную ссылку на источник 
      Все статьи


      Интервью




      Публикую статью Алексея Королькова с видеокомментарием
      все интервью


      О проекте      Реклама       Подписка       Контакты       Rambler's Top100 Яндекс цитирования ©2000-2011, HRM