Рейтинг самых грубых ошибок соискателей
О том, как соискателю рекомендуется вести себя в общении с работодателем написано много. А как нельзя вести себя на собеседовании? Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru составил рейтинг поступков, которые ни в коем случае нельзя делать на собеседовании.
Главное табу, которое выявили аналитики, — опоздание: его назвал каждый пятый менеджер по персоналу (20%). По мнению опрошенных, опаздывающий соискатель сразу характеризует себя как неорганизованный человек, не способный спланировать свой день и не ценящий свое и чужое время. «Если опоздания не избежать, то нужно предупреждать о задержке заблаговременно»; «Нельзя опаздывать с формулировкой: «Пока вас найдешь…» — советуют респонденты.
Второе место рейтинга запретов занял обман рекрутера (19%). Случается, что кандидаты вводят HR-менеджеров в заблуждение относительно своего опыта, образования, знания иностранных языков и т. д. С точки зрения менеджеров по персоналу, отличить правду от вымысла в большинстве случаев не так уж трудно. «Нельзя врать, все это чувствуют»; «Ложь откроется — или сразу, или позднее», — убеждены они.
Очень не советуют рекрутеры ругать своего предыдущего руководителя или компанию, в которой довелось работать, — об этом предупреждают 17% опрошенных нами работодателей. Когда рекрутер слышит от кандидата язвительную критику в адрес бывшего начальника, у него возникает закономерное опасение: а вдруг этот соискатель конфликтный человек и после увольнения он так же негативно будет характеризовать и их фирму? «Даже если вас коварно обманывали, годами не выплачивали зарплату, морально унижали, лишали премии, избивали и мучили, нельзя ругать предыдущих работодателей»; «Я думаю, что первая причина, по которой отказывают соискателю, — это негативные высказывания в адрес бывшего работодателя», — уверены представители кадровых служб.
Кроме того, по мнению 14% респондентов, недопустимо грубить, по 12% считают, что нельзя разговаривать по мобильному телефону и жевать жвачку. Кроме того, крайне нежелательно перебивать рекрутера (10%), неопрятно выглядеть (9%), ругаться матом, быть пьяным (по 8%), ковырять в носу или грызть ногти (6%), курить, быть неподобающе одетым (по 5%), фамильярно обращаться к рекрутеру (3%), зевать (2%), отказываться заполнять анкету, забывать документы (по 1%) и даже… плохо пахнуть (2%).
Вот некоторые комментарии работодателей: «Нельзя разговаривать по мобильному телефону. Рекорд: претендентка десять минут рассказывала маме, как она прошла предыдущее собеседование, а генеральный директор ждал, пока все это закончится»; «Приходить неопрятным и после праздника»; «Чрезмерно хвалить себя»; «Обращаться на «ты» к менеджеру по персоналу»; «С первой минуты интересоваться уровнем заработной платы и спрашивать, когда уже можно будет идти в отпуск»; «Критиковать то, что относится к потенциальному работодателю: офис, магазин, сайт, учредителей и пр.»; «Улыбаться, как идиот».
35% менеджеров по персоналу при ответе на вопрос выбирали вариант «другое», давая кандидатам рекомендации из своего опыта. Оказывается, существует еще масса табу для соискателей, к примеру, «приходить с родителями, женами», «ставить сумку на стол», «садиться спиной к двери», «вытирать руки платком — лучше незаметно держать его в руках», «брать без спроса письменные принадлежности рекрутера», «предлагать взятку», «выпытывать телефоны руководителей», «обращаться к интервьюеру со словами «девушка», «мужчина», «женщина», «говорить, что шел мимо и решил зайти» и пр.
Еще 7% рекрутеров затруднились назвать вещи, которые категорически нельзя делать соискателю на собеседовании. «Что нельзя одному, то можно другому! Многое зависит от вакансии, от требований и формата компании», — считают они.
Рейтинг поступков, которые ни в коем случае нельзя делать на собеседовании
№ | Действие | % назвавших |
1 | опаздывать на собеседование | 20% |
2 | врать/ обманывать | 19% |
3 | ругать предыдущего руководителя/компанию | 17% |
4 | грубить/ хамить | 14% |
5 | жевать жевательную резинку | 12% |
6 | разговаривать по сотовому телефону во время собеседования | 12% |
7 | перебивать | 10% |
8 | иметь неопрятный внешний вид | 9% |
9 | ругаться матом | 8% |
10 | быть пьяным/ иметь запах перегара | 8% |
11 | ковырять в носу/ ушах/ грызть ногти | 6% |
12 | курить перед или во время собеседования | 5% |
13 | быть одетым не для собеседования | 5% |
14 | молчать | 5% |
15 | спорить | 4% |
16 | преувеличивать свои заслуги/опыт | 4% |
17 | быть фамильярным | 3% |
18 | нервничать/ волноваться | 3% |
19 | жаловаться | 3% |
20 | задавать первый вопрос – о зарплате | 3% |
21 | не смотреть в глаза/ отводить взгляд/ смотреть в пол | 3% |
22 | тупить/ мямлить | 3% |
23 | быть агрессивным/ наглым | 3% |
24 | говорить на отвлеченные темы/ о личном | 3% |
25 | быть неуверенным/ стесняться | 3% |
26 | иметь плохой запах | 2% |
27 | уклоняться от ответов на вопросы | 2% |
28 | быть высокомерным/ надменным | 2% |
29 | зевать | 2% |
30 | критиковать компанию, в которую пришли на собеседование | 2% |
31 | смеяться/ много улыбаться/ хихикать | 2% |
32 | задавать много лишних вопросов | 2% |
33 | вести себя вызывающе | 2% |
34 | разговаривать громко/ ругаться | 2% |
35 | отказываться заполнять анкету | 1% |
36 | забывать резюме/ документы | 1% |
37 | быть невнимательным | 1% |
38 | много говорить | 1% |
39 | говорить «не могу», «не умею», «не знаю» | 1% |
40 | пытаться понравиться | 1% |
41 | другое | 35% |
42 | затрудняюсь ответить | 7% |
Источник