Говорят, что профессии тренера не существует, поскольку ее невозможно описать. Во всяком случае, невозможно описать требования к людям, принимаемым на работу в качестве «тренера».
Воодушевленные такой постановкой задачи – описать то, чего не существует, несколько тренеров-профессионалов из нескольких стран создали документ, который мы хотели бы предложить вашему вниманию. Кое-где в документе видны натяжки – как следствие стремления уложить в рамки измеримости (столь любимой некоторыми клиентами-менеджерами) поведенческие характеристики. И, конечно же, документ описывает идеал – но только так и можно закрепить стандарты профессионализма. Собственно, в этом и заключается основная идея этого документа – сделать список, сверяясь с которым, тренер может проверить свое соответствие требованиям профессии.
«Профессиональные стандарты тренера – список для проверки»:
Общие комментарии
В стремлении предоставить общие стандарты, мы рассматривали только ту часть работы тренера, которая связана с реализацией программы тренинга. Мы разделили ее на 3 части:
1. Создание/Адаптация программы
2. Подготовка
3. Анимация (проведение)
Программа делится на модули (тематически связанные логически завершенные части) и сессии (периоды между перерывами).
Требования к знанию предмета
Для того чтобы соответствовать профессиональным стандартам, описанным в данном документе, тренер, конечно же, должен овладеть знаниями по предмету, которому он учит. Кроме того, он должен в совершенстве владеть знаниями и прикладными навыками (полученными из обучения, тренинга и опыта) в следующих областях:
· Основы бизнеса
· Постановка задач (бизнес-тренинга)
· Оценка результатов тренинга
· Навыки презентации
· Психология влияния и убеждения
· Фасилитация (ведение группового обсуждения и принятия решений)
· Теория/практика обучения
· Принципы коммуникации
· Навыки самоорганизации
· Принципы креативности
· Знание оборудования и технологии тренинга
1. Создание/адаптация программ
Ответственен ли тренер за создание и проведение новой программы, или только за проведение существующей программы, тем не менее, он должен убедиться, что программа отвечает приведенным ниже критериям.
Профессионально созданная программа включает 5 фаз:
* Оценка потребностей * Разработка концепции * Создание содержания
* Проведение программы * Оценка результатов
А. Оценка потребностей
Перед проведением программы профессионал убедится, что в результате оценки потребностей получены ответы на следующие вопросы:
· Зачем нужна программа?
· Пробелы в каких навыках, знаниях, отношениях заполнит программа?
· Кто был выбран как участник программы? По каким принципам?
Б. Разработка концепции
Перед проведением программы профессионал убедится, что:
- Дизайн отвечает потребностям изменений (знаний, навыков, отношений)
- Дизайн определяет, как будут измерены изменения
- Сессии логически взаимосвязаны
В. Создание содержания
Перед тем, как проводить программу, необходимо убедиться, что она содержит:
- Описание логики программы (ответы на вопросы – кто, что, зачем)
- Задачи программы (конкретные цели изменений)
- Структуру и расписание
- Описание ожидаемых ролей (тренер и участники)
- Упражнения на «включение»
- Модули с не более чем пятью ключевыми учебными моментами в каждом
- По каждому модулю объяснение, демонстрацию, упражнение и обратную связь
- Регулярную смену средств/методов обучения
- Использование визуальных средств
- Перерыв минимум каждые 90 минут
- Подведение итогов и повторение
Г. Оценка результатов
Перед проведением программы профессиональный тренер убедится, что создан цикл оценки эффективности, содержащий:
- Способ оценки компетенции участников по соответствующим темам до тренинга
- Способы получения обратной связи в ходе тренинга по интенсивности, соответствию и прикладному значению учебного материала
- Опросник, раздаваемый в конце тренинга для оценки достижения целей тренинга и эффективности тренера
- Способ оценки прикладных аспектов тренинга через 3-6 месяцев после проведения программы
2. Подготовка программы
Профессионал готовится к проведению программы каждый раз, независимо от того, как много раз он уже проводил такую программу. Мы убеждены, что подготовка к тренингу касается не только «внешней среды», но, в первую очередь, включает и физическую и моральную подготовку тренера. Тренер профессионал знает, что его собственное физическое и ментальное состояние как в зеркале отражается в поведении участников и в результатах тренинга. Мы разделили подготовку на 3 части:
* Подготовка себя (тренера) * Подготовка помещения * Подготовка оборудования
Подготовка себя.
Тренер профессионал:
- Приедет на место проведения тренинга, по крайней мере, за час до начала программы
- Уделит минимум 15 минут из этого времени для подготовки себя физически (дыхание, энергия, позиция) и ментально (визуализацией группы, попыткой представить их состояние и ответом на вопрос «Как я могу помочь этим людям наилучшим способом достичь поставленных целей, учитывая задачи программы и организационную культуру?»)
- Имеет при себе список материалов, оборудование и т.д.
- Сознательно управляет физическим состоянием своего организма, для чего избегает искушений переедания, потребления алкоголя и недосыпания
- Следит за физической формой, занимаясь физическими упражнениями как минимум раз в неделю.
Подготовка помещения:
Тренер профессионал:
- Выбирает/помогает в выборе помещения для тренинга, исходя из следующих критериев:
· Порядка 5 кв. м. на участника
· Контролируемые отопление и вентиляция
· Предпочтительно дневное освещение
· Достаточное количество розеток/удлинителей
- Организует расстановку столов и стульев в соответствии с целями программы
- Готовит и проверяет оборудование (флип-чарт, доска магнитная/белая/Пин-борд, проектор для слайдов/оверхед/мультимедийный проектор, магнитофон/проигрыватель, видеокамера/телевизор/видеомагнитофон, раздаточные материалы)
- Убедится, что перерывы организованы должным образом (вода, чай, кофе)
3. Проведение тренинга
А. Этика и отношение.
Тренер-профессионал:
- Знает, в чем состоит миссия его работы
- Понимает, что у каждого свое восприятие и концепция правды и реальности. Поэтому с мнениями и убеждениями участников тренер обращается с тактом.
- Организует упражнения таким образом, чтобы успех мотивировал участников, а неудача была бы только учебным опытом, полезным для личного развития.
- Всегда помнит, что роль тренера – помогать и способствовать развитию участников, а не контролировать и доминировать. Это их шоу, а не тренера, и этот подход профессионал озвучивает хотя бы раз за тренинг.
- Не использует тренинг как платформу для выражения собственных взглядов, идущих вразрез с целями программы.
Б. Навыки презентации
Тренер-профессионал понимает, что выступление перед аудиторией требует преувеличений: более громкого голоса, большего контакта глазами, более активной жестикуляции.
Голос:
- Представляет материал более громким голосом
- выделяет паузы
- выделяет интонацией ключевые моменты
- меняет темп
Глаза:
- Устанавливает контакт глазами со всеми участниками
Тело:
- Использует жесты, соответствующие содержанию
- Использует открытую позу и избегает закрытой
- Избегает маннеризмов
В. Навыки фасилитации (ведения группы)
Тренер-профессионал:
- К концу первой половины дня создает открытую атмосферу. Каждый участник хотя бы раз выразил свое мнение.
- Проверяет понимание, перед тем как ответить на возражение
- Проверяет понимание материала путем вопросов
- Проводит мозговой штурм и собирает мнение участников
- Использует визуальные материалы и визуализирует основные моменты презентаций и групповых работ
- Работая с видео и другой обратной связью, разделяет мотивационную и развивающую обратную связь
Г. Время
Соблюдает оговоренные временные рамки (включая время для вопросов и ответов) – в случае, если ответственность за время не передана группе.
Из этого документа понятно, как много аспектов в профессии тренера, и сколько работы предстоит тому, кто решил ей овладеть. Из него же понятно, почему с профессионального тренинга участники уходят мотивированными, а после непрофессионального не хотят о тренинге и слышать.
Каждый из разделов этого документа – повод для отдельного разговора. Мы будем развивать тему профессиональных стандартов в наших следующих номерах.