сделать домашней  добавить в избранное  карта сайта RSS
 

Вебинары HRM.RU

Прогноз эффективности кандидатов на основе тестов
Начало 26.05.2017 12.00 (по московскому времени)

Полный список вебинаров

События

полный список

Последние обсуждения

  26.09.2019 16:41:06
Новый уровень безопасности дыхания
  30.08.2019 14:26:41
Worldskills International и 3М запускают новый совместный проект «Образование во имя будущего»
  30.08.2019 11:33:40
Молодые профессионалы за устойчивое будущее
  24.08.2019 14:36:18
Научные эксперименты, продуктовые тесты и мировые технологии для молодых профессионалов
  09.08.2019 16:18:31
Только оригинальные СИЗ обеспечивают гарантированную защиту


Опросы
  Актуальные направления работы HR вашей организации 2017
Все опросы


Прагматичный смех


Древняя китайская пословица гласит: "Если вы не умеете улыбаться, вам не стоит быть торговцем". Руководителю любого ранга умение улыбаться и шутить ничуть не менее важно, ведь юмор был, есть и будет одним из самых действенных методов управления и командообразования.
Тематические разделы:
Менеджмент : Корпоративная культура
HR-Менеджмент : Корпоративная культура : Климат в коллективе
HR-Менеджмент : Личная эффективность менеджера

Источник: "Бизнес"

Автор: Петр Супонев

Дата публикации: 20.03.2006



Прагматичный смех
Действенный метод управления и командообразования.

Древняя китайская пословица гласит: "Если вы не умеете улыбаться, вам не стоит быть торговцем". Поговорка актуальна не только для тружеников ритейла. Руководителю любого ранга умение улыбаться и шутить ничуть не менее важно, ведь юмор был, есть и будет одним из самых действенных методов управления и командообразования.

Авторы известной книги "Эмоциональное лидерство" Гоулман, Бояцис и Макки относят чувство юмора к ключевым навыкам руководителя. По их мнению, задача любого лидера в коллективе - создать рабочую атмосферу, в которой одинаково соседствуют рабочий энтузиазм, непринужденность и легкость в общении как между сотрудниками, так и в руководящем "эшелоне". Авторы, опираясь на исследования в области нейрофизиологии, сделали вывод, который, впрочем, и без того известен давным-давно: управление за счет положительных эмоций во сто крат более эффективно, нежели без оных. И чтобы создать желанную атмосферу энтузиазма, лидеру нужно иметь хорошее, даже отличное чувство юмора. Когда у руководства таковое отсутствует, в компании может воцариться атмосфера удушливого занудства, лени, а то и страха. Сильные специалисты в такой обстановке работать не станут, а это приговор для бизнеса.

- В любой компании должен быть "центр притяжения", веселый и непосредственный человек, - говорит Вениамин Уткин, генеральный директор консалтинговой компании Naive Media Group. - Если такового нет, работа пострадает.

Приведу яркий пример. К нам как-то обратился руководитель одного небольшого завода, на котором неожиданно стала падать выработка. Причем безо всяких видимых причин. Когда стали разбираться, прояснилась невеселая картина микроклимата на производстве. Директор завода - чистой воды сухарь, с коллективом практически не общающийся. Производственная атмосфера - как в игре Doom. Мрачно, сухо, напряженно.

А потом выяснилось, что месяц назад руководитель уволил своего помощника, 23-летнего парня с психологическим образованием, музыканта и байкера. По словам директора, "потому что ничего не делал". Хоть и получал не слишком много, но зачем "тратить и это"? - Когда я стал разговаривать с сотрудниками, выяснилось, что заместитель был единственным "живым" человеком на заводе, - поясняет господин Уткин. - Накоротке с рабочими, дарил коллегам подарки на дни рождения, доставал билеты в кино-театр, ну и иногда выпивал с коллективом. В общем, был свой человек, привносивший толику радости в цех автоматических станков. Он делал то, чему его учили на психологическом факультете, - общался с людьми.

По словам Уткина, уже через две недели после ухода этого заместителя выработка сократилась на 4%, а через пять недель - и на все 17%.

Команда шутников
По мнению того же Вениамина Уткина, для успешной работы во многих сегментах рынка необходимо, чтобы юмор присутствовал на всех участках работы, а не "тлел" редкими очагами. В первую очередь это важно для клиентоориентированных или продающих компаний. Sales-менеджер, не умеющий шутить, - "не сейл".

- Очувстве юмора в данном контексте стоит говорить, как о личностной характеристике, необходимой для работы, - полагает Вениамин Уткин. - Ведь юмор свидетельствует об уверенности в себе, о высоких коммуникативных качествах, столь необходимых для этой работы.

Правда, чувство юмора напрямую не сказывается на результатах работы - продает все-таки лучше тот, кто лучше знает свой товар. Однако опосредованно, в перспективе это сказывается, поскольку для разрешения проблем, возникающих при общении с клиентами, юмор оказывается незаменим.

- На втором месте в "офисной иерархии" юмор требуется топ-менеджерам, - продолжает Уткин. - Ведь генеральный - он пример для всех, его задача ставить цели. И зачастую цели эти труднодостижимы. Начальник должен мотивировать людей сверху донизу, а для этого надо войти с ними в контакт. Шутка же для этого- наилучшее средство. Опыт тимбилдинга показывает: тем, кто неудачно шутит на тренингах или угрюмо расхаживает туда-сюда, и в работе сложно.

И меньше всего, по мнению Вениамина Уткина, юмор востребован начальниками отделов: они как сержанты в армии, их задача - строить и немудрено мотивировать людей, раздавая премии и штрафы. Впрочем, и начальнику отдела юмор может понадобиться, чтобы корректно "поддеть", увлечь работой сотрудника.

Юмор как маркетинг
Помимо того, что юмор и самоирония - свойства человека сильного, к которому тянутся (а руководителю это просто необходимо), они могут стать и инструментом маркетинговой войны.

Один из претендующих на хрестоматийность российских примеров - личность создателя "Евросети" Евгения Чичваркина. Те, кто видел якобы случайно появившиеся в Сети письма Чичваркина к коллективу и иные внутренние документы (как, например, "разнос" сотрудников за посещение порносайтов), отсмеявшись, наверняка оценили креативность создателя писем и живую, незабюрократизированную политику руководства компании.

Имидж веселого и прикольного предпринимателя, сами PR-ходы, разработанные, надо полагать, под руководством опытных пиарщиков и имиджмейкеров, - это тоже трудная и ответственная работа, которая сторицей окупается, принося феноменальную известность компании и ее создателю. Кроме того, "непосредственный" Чичваркин весьма выгодно смотрится на фоне большей частью чопорных и пытающихся быть солидными "буками" топ-менеджеров. Мало кто может позволить себе прийти на представительный экономический форум в пиджаке со стразами или в джинсах и цветастой футболке с немыслимыми бусами на шее… Результат подобной политики налицо: "Евросеть" - ведущая ритейл-компания на рынке сотовой связи, а Чичваркин – желанный гость на любых форумах, конференциях, герой деловой и глянцевой прессы.

Впрочем, лидером в области "юмористического" менеджмента был и остается великий Ричард Брэнсон, легенда предпринимательства, создатель миллиардной корпорации Virgin. Брэнсон может явиться на прием к королеве в разных ботинках, прийти в публичное место, мягко говоря, не слишком одетым и на одном из пресс-мероприятий облить ведущего водой из ведра. Может на фуршете схватить и бросить в бассейн "официальное лицо", перелететь Атлантику на воздушном шаре, прийти на открытие одного из своих бизнесов, свадебного агентства, в платье невесты… Продолжать можно до бесконечности.

А можно задаться вопросом: зачем все это? Дело в том, что подобный PR приносит вполне ощутимые плоды. Популярность предпринимателя-авантюриста в его родной Англии просто невероятна. Согласно социологическим опросам, на вопрос "кому бы вы доверили переписать 10 христианских заповедей?" Брэнсон оказался на четвертом месте после матери Терезы, папы Римского и архиепископа Кентерберийского.

Успех его предприятий и того заметнее: в Британии человек просыпается под звуки радио Virgin, покупает продукты в супермаркете Virgin, летает на самолетах Virgin, слушает пластинки от Virgin и читает книги с тем же лейблом. В скором будущем Брэнсон собирается и всех желающих в космос возить, для чего создал первую на планете космическую туристическую компанию. И никому теперь не приходит в голову вспоминать, что в детстве Брэнсона считали едва ли не идиотом: из-за врожденной дислексии ему было очень трудно научиться читать и считать.

В корпоративных масштабах
Впрочем, и с корпоративным чувством юмора можно зайти далеко. Американские компании, настойчиво ищущие собственный философский камень успеха, активно используют популярные за океаном корпоративные тренинги, направленные на личностное развитие сотрудников. В США индустрия тренингов - одна из самых быстрорастущих, ее оборот, по разным оценкам, превышает $15млрд. И все бы ничего, но то, как это иногда делается, может дать фору героям любых юмористических передач.

Так, например, авиационный гигант Boeing, занимаясь личностным развитием топ-менеджеров, рекомендует им излагать на бумаге все произошедшие неудачи, а затем сжигать листы в ритуальном акте корпоративной "смерти" и "воскрешения". Корпорация Honeywell отправляет своих руководителей в командировку - изучать традиции индейских племен.

Надо полагать, для постижения мудрости. Ну а для полного раскрепощения подойдет рецепт профессора одной из американских бизнес-школ: он предлагает своим студентам средь бела дня выходить в центр кампуса и кричать что есть духу. В качестве альтернативы желающие могут притвориться куском пиццы или тарелкой с желе. Ну а самые робкие - просто полаять. После этого, видимо, никакие бизнес-проблемы не страшны.




Share |

 

Версия для печати

Читайте также

Национальные особенности бренда
Национальные особенности бренда

Перед зарубежными компаниями, выходящими на российский рынок, встает дилемма: акцентировать ли внимание целевой аудитории на стране происхождения бренда и национальных чертах населяющего ее народа или об этом следует упоминать лишь при необходимости?

Как создается благоприятный климат в компании

 Когда мы говорим о корпоративном климате, то неизбежно возникает вопрос: на какой базе он формируется, что лежит в его основе? Конечно, в основании всего лежат цели и задачи компании, ее миссия.

Корпоративная культура организации. визуализация структуры

Абсурдные запреты работодателей
Абсурдные запреты работодателей

Как показал недавний опрос, в офисных джунглях встречаются совершенно дикие правила вроде лимита на посещение уборной или запрета открывать жалюзи.


Как победить воровство собственных сотрудников?
Как победить воровство собственных сотрудников?

Как вы полагаете, кто способен нанести бизнесу больший ущерб: злобные конкуренты, или собственные сотрудники? Ответить, увы, трудно. Ясно лишь, что он сопоставим, тем более, если первые и вторые (что не редкость) действуют в сговоре.

Имя 
Пароль  забыли?
Присоединяйтесь!

Новые материалы

   Названы самые высокооплачиваемые вакансии в Башкирии
   Не все профессии равны. Вчерашние школьники идут в телевизионщики и PR
   Новочебоксарские безработные граждане обучаются востребованным профессиям
   Где в Уфе заработать 100 тысяч рублей в месяц
   Сколько в среднем получают владимирские врачи?


Последние комментарии

  
   мне приятно Вас читать 99 % читаемое мной - мусор... А на ваших постах глаза отдыхают 
   Действительно, Эдуард, что это я! Всё ещё hr, всё ещё пишу - с удовольствием вернусь)))
   Марина, вы вернетесь к нам или уже все?)
   вы можете оставлять активную ссылку на источник 
Все статьи


Интервью




Публикую статью Алексея Королькова с видеокомментарием
все интервью


О проекте      Реклама       Подписка       Контакты       Rambler's Top100 Яндекс цитирования ©2000-2011, HRM