![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
|
Прогноз эффективности кандидатов на основе тестов Начало 26.05.2017 12.00 (по московскому времени)
![]() |
Кто такой коллектор? Профессия «коллектор» еще не внесена в Классификатор профессий, поэтому при оформлении этих специалистов нередко используются близкие названия: «специалист по сбору проблемной задолженности», «специалист по сбору долгов» и пр. Коллектор (от англ. сollect — собирать; сборщик) — это сотрудник специализированного коллекторского агентства ( далее — КА), которое занимается взысканием просроченной задолженности. Выступая посредником между кредитором и должником, коллектор осуществляет комплекс мер и действий, направленных на возврат долга; вознаграждение от кредитора получает КА, а не непосредственно специалист. Сфера деятельности коллектораПервое упоминание о профессии коллектора встречается еще в XVII веке — так назывался английский чиновник Ост-Индской компании, в обязанности которого в числе прочих административных функций входил сбор налогов с местного населения. Хотя, к примеру, в США профессиональная деятельность по сбору долгов формализована уже более полувека назад, в Украину понятия «коллекторское агентство» и «коллектор» пришли всего лишь три-четыре года назад. Первые КА появились у нас в 2005–2006 годах, а наиболее активное развитие этого направления финансового дела пришлось на 2007–2008-е. Именно тогда отмечался резкий рост банковского кредитования и, как следствие, — появление категории так называемых проблемных должников. Банки столкнулись с серьезной трудностью — нужно было взыскивать долги с недобросовестных плательщиков, а собственных кадровых ресурсов (обученных и подготовленных) на это не хватало. К тому же банковские служащие зачастую психологически не готовы к сбору долгов — ведь для того чтобы эффективно заниматься этой деятельностью, нужно пройти специальное обучение. В ответ на объективный запрос со стороны финансового рынка появились КА, которые помогали (и помогают) банкам решать проблемы с просроченной задолженностью. Профессиональные знания и навыки коллектора охватывают несколько смежных профессий — юриста, психолога, экономиста, финансиста. Его задача — выслушать должника, задать необходимые вопросы, разобраться в сложившейся ситуации, разъяснить человеку последствия неоплаты и проконтролировать, чтобы задолженность была полностью и в срок погашена.
Сегодня коллекторов можно разделить на три типа: 1) специалисты по сбору долгов на стадии Soft collection; Soft collection — процедура так называемого щадящего (мягкого) взыскания. На этом этапе коллектор осуществляет взаимодействие с должником только дистанционно (отправляя уведомительные и предупредительные письма, беседуя по телефону). Hard collection подразумевает непосредственный контакт с должником — у него дома, на работе или в офисе КА. Распределение этих функций между сотрудниками зависит от практики конкретного агентства — в некоторых КА Soft и Hard collection поручается одному специалисту, который ведет дело от начала до конца; в других создается несколько подразделений, между которыми распределяются отдельные этапы работы с должниками. Как правило, в том случае, когда речь идет о крупных суммах корпоративных долгов, весь процесс взыскания сопровождает один коллектор. Требования к должности и функциональные обязанностиХотя коллектор владеет навыками множества смежных профессий, это отдельная профессия, требующая специальной подготовки. Сегодня многие КА, желая сэкономить на фонде оплаты труда, принимают на должность коллектора сотрудников без опыта работы, не прошедших надлежащего обучения… Экономия средств в данном случае лишь кажущаяся — на самом деле неквалифицированная работа снижает доход компании намного ощутимее, чем незначительное увеличение ФОТ. Не является панацеей и принятие в штат бывших сотрудников силовых структур или правоохранительных органов — без дополнительного обучения. За время работы в репрессивном аппарате государства, «силовики» осваивают специфические методы, некорректное применение которых в бизнесе значительно усложняет работу с должниками и, как следствие, — наносит непоправимый ущерб имиджу КА и его клиентов. Вот почему в КА следует уделять большое внимание, как тщательному отбору кадров, так и их переподготовке. Отбор сотрудника начинается с конкурса резюме. Как правило, предпочтение отдается людям, имеющим опыт работы в КА или в подразделениях банков, занимающихся взысканием проблемной задолженности. При этом следует обращать внимание на стаж работы кандидатов в силовых структурах (длительная работа «в органах» не приветствуется). В телефонном собеседовании с людьми, чьи резюме были отобраны, целесообразно прояснить, чем заинтересовала их деятельность в сфере взыскания задолженности и есть ли у них соответствующий опыт работы? Также следует обратить внимание на то, как человек выстраивает диалог, насколько уверен в себе, как реагирует на провокации. До приглашения сотрудника на финальное собеседование с непосредственным руководителем могут проводиться дополнительные мероприятия, которые помогут определить наличие у кандидата необходимых знаний и навыков:
Как правило, коллектор занимается своей работой только на досудебном этапе взыскания задолженности. При осуществлении судебного взыскания в работу включаются юристы КА. Наиболее распространенная схема оплаты труда коллектора: ставка + % от взысканной суммы (комиссия). Некоторые КА устанавливают для сотрудников определенный норматив по количеству выполненных контактов или полученных обещаний выплатить долги. В таком случае «бонус» дополнительно к ставке начисляется коллектору только при выполнении установленного норматива. Обучение и карьерный ростНа сегодняшний день компания, как правило, обучает сотрудника за свой счет — с помощью собственного специалиста (штатного бизнес-тренера) или приглашая сторонних специалистов-экспертов. В программу обучения коллектора обязательно должны быть включены следующие темы: Длительность обучения составляет в среднем пять рабочих дней. После проведения обучения новый специалист начинает работать под присмотром старшего сотрудника — куратора, который первое время исправляет ошибки новичка, помогает ему разобраться в сложных вопросах. Через два-три дня новый сотрудник готов к самостоятельной работе. Специализированных центров по подготовке коллекторов в нашей стране пока нет, хотя несколько компаний предлагают услуги в подготовке сотрудников по отдельным вопросам. Одной из задач Независимой ассоциации украинских коллекторских агентств («НАУКА») является удовлетворение потребностей коллекторских агентств и банков в подготовке квалифицированных специалистов, поэтому мы работаем над комплексной программой обучения коллекторов. Сейчас квалификационные уровни коллекторов определяются каждой компанией самостоятельно — отдельным внутренним регламентом. При этом нередко вводятся такие должности, как «старший смены», «руководитель подразделения Hard collection», «руководитель подразделения Soft collection», «руководитель коллекторской службы» или «руководитель отдела взыскания». В КА «потолка» для должностного роста коллектора нет: любой сотрудник, стремящийся к профессиональному росту, может подняться на верхнюю ступеньку карьерной лестницы — стать директором компании. «Карьерная лестница» выглядит следующим образом: коллектор — старший коллектор — старший смены — руководитель подразделения — руководитель отдела взыскания — заместитель директора — директор. Если коллектор решит сменить направление деятельности, его профессиональные навыки пригодятся во многих компаниях. Опыт взыскания задолженности с юридических лиц будет полезен при трудоустройстве во всех организациях, где есть соответствующие подразделения. (Например, некоторых моих знакомых — квалифицированных коллекторов, пытались «перекупить» производственные и дистрибьюторские компании.) Сотрудник, который взыскивал долги с физических лиц, может устроиться на работу в банк (в отдел по работе с проблемными должниками) или в страховую компанию (в претензионный отдел). Независимая ассоциация украинских коллекторских агентств, целью которой является отстаивание интересов ее членов, в настоящее время видит своей основной задачей содействие в принятии соответствующего мировой практике закона о коллекторской деятельности с учетом интересов всех групп: должников, кредиторов и самих коллекторов. В настоящее время Закон Украины «О коллекторской деятельности» находится в стадии разработки (есть несколько законопроектов, разработанных при участии представителей Минюста, банков, коллекторских компаний). Имея необходимую законодательную базу, можно будет приступить к решению вопроса о внесении профессии «коллектор» в Классификатор профессий. Сейчас в него включены несколько наименований профессий, которые можно использовать при оформлении в соответствии с требованиями кадрового делопроизводства записей в трудовые книжки работников нашего профиля: «юрисконсульт», «юрист», «специалист-юрисконсульт», «инспектор кредитный», «собиратель долговых платежей».
|
![]()
|
О проекте Реклама ![]() |
©2000-2011, HRM![]() |