сделать домашней  добавить в избранное  карта сайта RSS
 

Вебинары HRM.RU

Прогноз эффективности кандидатов на основе тестов
Начало 26.05.2017 12.00 (по московскому времени)

Полный список вебинаров

События

полный список

Последние обсуждения

  26.09.2019 16:41:06
Новый уровень безопасности дыхания
  30.08.2019 14:26:41
Worldskills International и 3М запускают новый совместный проект «Образование во имя будущего»
  30.08.2019 11:33:40
Молодые профессионалы за устойчивое будущее
  24.08.2019 14:36:18
Научные эксперименты, продуктовые тесты и мировые технологии для молодых профессионалов
  09.08.2019 16:18:31
Только оригинальные СИЗ обеспечивают гарантированную защиту


Опросы
  Актуальные направления работы HR вашей организации 2017
Все опросы


Как живется кадрам будущего в настоящем

      Тематические разделы:
      Обучение и развитие персонала
      Обучение и развитие персонала : Кадровый резерв
      Подбор персонала
      Подбор персонала : Рынок труда

      Дата публикации: 03.06.2017






      Ситуация на рынке труда по общим показателям понемногу начинает стабилизироваться. Общий уровень безработицы в стране падает. Настораживает другое: процент безработной молодежи неумолимо растет. Вузы готовят специалистов по традиционным для них специальностям, удовлетворяя потребности населения, а не экономики. Как следствие - около 30% выпускников работает не по профилю. На переподготовку специалистов тратится ежегодно до 250 млрд рублей. Мы решили побеседовать на эту тему в формате круглого стола с представителями государственных структур, образовательных организаций и промышленных предприятий.

      В качестве собеседников мы пригласили основных участников процесса подготовки и трудоустройства молодых кадров. В качестве представителя вузов участие в круглом столе принял директор института информационных технологий, машиностроения и автотранспорта КузГТУ Дмитрий Стенин. От лица работодателей - ведущий специалист отдела подготовки персонала УК «Кузбассразрезуголь» (КРУ) Евгения Башина. Свое видение проблемы и цифры, характеризующие положение дел на рынке труда, изложили и представители службы занятости: начальник отдела организации временного трудоустройства и общественных работ центра занятости (ЦЗН) г. Кемерово Елена Смолянинова и заместитель начальника отдела трудоустройства и общественных работ центра занятости г. Кемерово Екатерина Турсинова.

      Обманчивый рост

      О ситуации на рынке труда, запросах и перспективах молодежи в поиске желаемой работы рассказала начальник отдела организации временного трудоустройства и общественных работ центра занятости г. Кемерово Елена Смолянинова: «Мы, центр занятости населения, непосредственно участвуем в решении проблем трудоустройства молодежи, в том числе выпускников вузов. Ежегодно к нам обращается около 3 тысяч выпускников всех видов образования. В 2014 году к нам обратилось 3198 человек, в 2015 году - 3244 человека, в 2016 году количество обращений снизилось до 2969 человек. Наверное, причиной всему - демографический спад. Из этого числа количество трудоустроенных с высшим образованием существенно больше -это 66%. Трудоустроенных со средним профессиональным образованием из общего числа обратившихся - 41%. Это данные за 2016 год. В 2015 году процент трудоустроенных был значительно меньше: соискателей с высшим образованием нам удалось трудоустроить 38,7%, со средним профессиональным - 33%.

      Общие цифры вроде бы говорят о том, что ситуация налаживается. Но это ощущение обманчиво. Положение дел осложняется тем, что высшие профессиональные учебные заведения каждый год открывают все новые и новые экономические и юридические специальности, которые считаются престижными у молодежи и служат источником поступления финансовых средств в вузы. В то время как выпуск специалистов, получивших инженерные и прикладные специальности, сократился почти вдвое. А рынок труда нуждается именно в них. Возникает дисбаланс. К тому же снизилась активность вузов в отношении трудоустройства выпускников. А те оказались к этому не готовы».

      Дмитрий Стенин: «Демографический спад и нам испытать довелось. Но острого недостатка в студентах мы не чувствуем. На данный момент наш университет готовит специалистов горного дела, технической промышленности, строительства, энергетики, информационных технологий, машиностроения и т.д. Учитывая пожелания работодателей и потребности рынка труда в инженерах и технарях, как сказала Елена Юрьевна, мы постоянно пытаемся искать новые направления работы, которые были бы актуальны, востребованы и доходны.

      Так, в прошлом году мы открыли два совершенно новых профиля - транспортная логистика и эксплуатация карьерного транспорта. Нигде больше таких специалистов не готовят, а для региона эта необходимость уже давно назрела. Через три года сделаем первый выпуск.

      Сейчас в КузГТУ открываются лаборатории, оснащенные по последнему слову техники, в которых студент может получать не только практические навыки, но и рабочие специальности. В ближайшие дни должна начать свою работу лаборатория сварки, где студенты будут обучаться по направлению «Технологии и оборудование сварочного производства».

      Но за все это время нам стало ясно одно: какими бы хорошими и востребованными ни были наши направления подготовки, каким бы высококвалифицированным ни был профессорский и преподавательский состав, какими бы оснащенными ни были наши лаборатории, невозможно качественно подготовить студента без участия в этом процессе работодателя. Если мы не будем согласовывать с ним определенные моменты в процессе образования, ничего хорошего в результате мы не получим. Студента мы, конечно, выучим, диплом ему вручим, но куда он дальше пойдет со своим дипломом и кому будет нужен - не понятно. Студент без практических навыков, без привязанности к конкретному работодателю или производству не сможет найти себе достойную высокооплачиваемую работу».

      Потребность рынка труда

      На начало мая 2017 года в банке вакансий службы занятости населения было заявлено работодателями 24,6 тыс. мест, что на 7,6 тыс. мест больше, чем год назад.

      Заявленная в службу занятости потребность в работниках представлена в банке вакансий преимущественно рабочими профессиями - 63%.

      Вакансии
      Количество
      мест, ед.
      Средняя ЗП,
      тыс. руб.
      Водитель
      3292
      34,5
      Машинист
      1790
      35,5
      Врач
      1598
      19,7
      Отделочник
      1198
      18,0
      Медсестра
      886
      12,4
      Каменщик
      732
      16,4
      Слесарь
      714
      20,8
      Менеджер
      608
      17,2
      Бетонщик
      585
      17,2
      Сварщик
      570
      24,8
      Инженер
      549
      23,4
      Продавец
      516
      15,8
      Фельдшер
      467
      14,7
      Учитель
      383
      13,7
      Повар
      341
      19,0
      Инспектор
      329
      26,8
      Охранник
      321
      15,8
      Электрослесарь
      304
      26,8
      Специалист
      293
      16,1
      Монтажник
      248
      30,9






      О практике не для галочки

      Евгения Башина: «Именно поэтому предприятия УК «КРУ» плотно сотрудничают с профильными образовательными учреждениями разного уровня: КузГТУ, СибГИУ, КемГУ, Кузнецким индустриальным техникумом, Кемеровским горнотехническим техникумом, Новокузнецким горнотранспортным колледжем, Беловским политехническим техникумом и т.д. Более 90% руководителей и специалистов нашей компании - выпускники ведущих высших учебных заведений области. Подобное взаимодействие исключает вероятность возникновения дефицита кадров. Средний возраст квалифицированных работников и инженерного состава нашей компании -42 года. Число сотрудников до 24 лет составляет примерно 4,5%.

      Мы проводим ежегодную работу с учебными заведениями по организации практик студентов и учащихся. Для этого заключаются соглашения о прохождении практики. Каждый год на предприятиях УК «КРУ» проходят практику свыше 400 студентов из различных учебных заведений».

      Дмитрий Стенин: «Это - правильная позиция. Лично мое убеждение: не стоит относиться к практической части обучения студентов как к формальности. Это максимально важный элемент учебного процесса. Практика не должна проходиться для галочки. Это этап профессионального роста. Я считаю, что работодатель должен ежегодно общаться с учебными заведениями, брать студентов к себе на практику, участвовать в формировании учебных планов, рабочих программ, лабораторных работ и т.д. Надо отметить, последнее время работодатели по собственной инициативе все чаще обращаются к нам с такими предложениями. Это очень хорошо и очень правильно. Если мы будем совместно готовить студентов, мы сможем получить высококвалифицированных специалистов, которые в дальнейшем смогут без проблем устроиться на работу по полученной специальности.

      Не так давно мы установили еще один мостик между нашим вузом и работодателем - начали создавать так называемые базовые кафедры, которые относятся к нашему университету, но располагаются на базе предприятий. Ребята учатся на этих кафедрах, а преподают им представители работодателя, формируя необходимые компетенции. Все это помогает дальнейшему трудоустройству выпускников.

      В ближайшем будущем планируем увеличить эту цепочку и включить в нее школьников. Пытаемся развивать непрерывное образование на базе нашего вуза. Школьник поступает в техникум или колледж на базе университета, его учат те же преподаватели, которые работают в КузГТУ, он получает диплом среднего образования и с ним поступает в вуз, где в более короткие сроки получает высшее образование. В этом году у нас ведется первый набор на платную основу обучения, а со следующего года мы рассчитываем на получение бюджетных мест.

      А в филиале нашего университета в Прокопьевске запущен пилотный проект так называемого проектно-ориентированного обучения. Оно состоит из нескольких модулей и разделяется на блоки теории и практики. К примеру, месяц студент изучает теоретическую часть, а затем на месяц уходит на какое-либо предприятие, где получает практические навыки и дополнительные знания. Работодатель за этот месяц может присмотреть для себя будущего специалиста и воспитать его в соответствии с собственными требованиями».

      Евгения Башина: «Вопрос подготовки кадров - принципиальный для любой крупной компании. Мы не только сотрудничаем с крупными сибирскими вузами, но и открываем собственные учебные заведения. Так, управляющей компанией ООО «УГМК-Холдинг» создан собственный корпоративный университет - Технический университет УГМК в городе Великая Пышма. С 2017 года планируется целевая подготовка специалистов по техническим направлениям для нужд компании в Техническом университете УГМК. Для студентов-целевиков запланированы выплаты корпоративной стипендии, прием на оплачиваемую практику, а также обязательное трудоустройство на предприятие после окончания университета. При приеме на работу молодые специалисты в обязательном порядке проходят стажировку, на время которой каждый закрепляется за опытным наставником. Для закрепления трудовых кадров в компании действует широкая социальная программа».

      Выпускник без конкретики

      Елена Смолянинова: «К сожалению, далеко не все вузы так озабочены трудоустройством своих выпускников, и далеко не все компании, даже крупные, настолько ответственно и серьезно подходят к вопросу воспитания собственных кадров. А если и вуз не побеспокоился, и работодатель инициативы не проявил, молодой специалист без опыта работы и ее поиска долгое время не может собраться с мыслями и понять, что делать после выпуска».

      Екатерина Турсинова: «Мы прилагаем все усилия, чтобы помочь молодежи в поиске соответствующих их образованию рабочих мест. Но столкнулись с другой проблемой: ни у одного выпускника нет конкретики. Почти никто из них не знает, как искать, а главное - что искать. Если в прошлом году в ожидаемых требованиях проскальзывала хотя бы зарплата, то в этом - просто «не хотим работать». Многие готовы продавать себя как специалиста сразу за большие деньги. Поэтапный карьерный рост мало кого устраивает - «мы хотим всего и сразу». Самыми инфантильными по статистике оказываются выпускники из обеспеченных семей. Они, как правило, затрудняются при ответе на вопрос, где и как они будут искать работу. Чаще пользуются связями родителей или родственников. Чуть больше самостоятельности проявляют отличники.

      На наш взгляд, для улучшения ситуации необходимо сформировать у молодых специалистов целостную картину труда и научить ориентироваться в ней, сформировать стратегию профессионального развития и карьерного роста, обучить технологии эффективного позиционирования и самопродвижения на рынке труда».

      Получается, организации, которые плотно сотрудничают с вузами, не испытывают дефицита в квалифицированных кадрах. Нет проблем с трудоустройством и у выпускников вузов, которые буквально с первого курса имеют четкое целеполагание на трудоустройство и укрепляют взаимоотношения с потенциальным работодателем (прежде всего студенты технических и инженерных специальностей). Удобно всем: предприятия получают специалистов, соответствующих их требованиям, а вузы получают трудоустроенных студентов.

      Но главное-то - на рынке труда с количеством вакансий проблем нет: иди и работай! При необходимости тебя и обучат, и направят. Проблемы в стартовом потенциале предлагаемых вакансий: низкая по мнению выпускников стартовая зарплата и уровень занимаемой должности. Не меньшая проблема и в сознании части выпускников вузов, которые либо не понимают, чего хотят, либо желают всего, сразу и без усилий, как говорится, по праву рождения молодого специалиста. Многие неоперившиеся специалисты не готовы прилагать самостоятельные усилия не то что для прохождения так называемого испытательного срока, но даже для поиска собственной работы.

      Ирина Соловьева



      Источник

      От редакции HRM: напоминаю, что Вы можете воспользоваться нашей бесплатной услугой Сколько я стою на рынке

      Share |

       

      Версия для печати

      Читайте также


      Достоинства смешанного обучения

      Ландшафт современного рынка образовательных услуг стремительно меняется, реагируя на актуальные потребности внешней среды. Активно ведется поиск более совершенных методов передачи знаний, разрабатываются инновационные технологии обучения.

      О чем вам не расскажут 80% бизнес-тренеров и консультантов по продажам
      О чем вам не расскажут 80% бизнес-тренеров и консультантов по продажам

      Большинство тренинговых и консалтинговых услуг по продажам похожи друг на друга как две капли воды. Систему продаж строят единицы. А «правильную» и эффективную систему продаж практически никто.


      Бизнес-образование в России
      Бизнес-образование в России

      "..бизнес-школы в своих рекламных концепциях кроме качества образования, как правило, создают легенду о выпускнике, который увеличивает свою стоимость на 50-100% после окончания бизнес-школы"
      4 основные IT ошибки HR при внедрении Системы Дистанционного обучения (СДО)

      Эта статья написана для HR специалистов, планирующих внедрять систему дистанционного обучения, на основе опыта проектов компании Websoft

      Как организовать обучение персонала в период кризиса

      Во время кризиса резко падают расходы компаний на все, что не приносит результатов сегодня. Расходы на обучение в большинстве случаев урезаются в первую очередь. А это значит, что большинство компаний не считают семинары и тренинги чем-то, что может принести пользу быстро. Давайте рассмотрим, что заставляет их так думать.

      Имя 
      Пароль  забыли?
      Присоединяйтесь!

      Новые материалы

         Названы самые высокооплачиваемые вакансии в Башкирии
         Не все профессии равны. Вчерашние школьники идут в телевизионщики и PR
         Новочебоксарские безработные граждане обучаются востребованным профессиям
         Где в Уфе заработать 100 тысяч рублей в месяц
         Сколько в среднем получают владимирские врачи?


      Последние комментарии

        
         мне приятно Вас читать 99 % читаемое мной - мусор... А на ваших постах глаза отдыхают 
         Действительно, Эдуард, что это я! Всё ещё hr, всё ещё пишу - с удовольствием вернусь)))
         Марина, вы вернетесь к нам или уже все?)
         вы можете оставлять активную ссылку на источник 
      Все статьи


      Интервью




      Публикую статью Алексея Королькова с видеокомментарием
      все интервью


      О проекте      Реклама       Подписка       Контакты       Rambler's Top100 Яндекс цитирования ©2000-2011, HRM