сделать домашней  добавить в избранное  карта сайта RSS
 

Вебинары HRM.RU

Прогноз эффективности кандидатов на основе тестов
Начало 26.05.2017 12.00 (по московскому времени)

Полный список вебинаров

События

полный список

Последние обсуждения

  26.09.2019 16:41:06
Новый уровень безопасности дыхания
  30.08.2019 14:26:41
Worldskills International и 3М запускают новый совместный проект «Образование во имя будущего»
  30.08.2019 11:33:40
Молодые профессионалы за устойчивое будущее
  24.08.2019 14:36:18
Научные эксперименты, продуктовые тесты и мировые технологии для молодых профессионалов
  09.08.2019 16:18:31
Только оригинальные СИЗ обеспечивают гарантированную защиту


Опросы
  Актуальные направления работы HR вашей организации 2017
Все опросы



Словарь терминов HR

* | А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я
* | A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O | P | Q | R | S | T | U | V | W | X | Y | Z

SCORM Sharable Content Object Reference Model — стандарт, разработанный для систем дистанционного обучения. Данный стандарт содержит требования к организации учебного материала и всей системы дистанционного обучения. SCORM позволяет обеспечить совместимость компонентов и возможность их многократного использования: учебный материал представлен отдельными небольшими блоками, которые могут включаться в разные учебные курсы и использоваться системой дистанционного обучения независимо от того, кем, где и с помощью каких средств были созданы. SCORM основан на стандарте XML.

Тематические разделы:
Обучение и развитие персонала : Дистанционное обучение
Обучение и развитие персонала : Дистанционное обучение : Электронные учебные курсы

См. интервью с Алексеем Корольковым

Sharable Content Object Reference Model (SCORM) — сборник спецификаций и стандартов, разработанный для систем дистанционного обучения. Содержит требования к организации учебного материала и всей системы дистанционного обучения. SCORM позволяет обеспечить совместимость компонентов и возможность их многократного использования: учебный материал представлен отдельными небольшими блоками, которые могут включаться в разные учебные курсы и использоваться системой дистанционного обучения независимо от того, кем, где и с помощью каких средств они были созданы. SCORM основан на стандарте XML.

Инициативная группа ADL (Advanced Distributed Learning (англ.)) начала разработку SCORM в 1999 году. За основу будущей разработки была взята спецификация «CMI001 — Guidelines for Interoperability»[1] версии 3.0, выпущенная организацией AICC (англ.) в сентябре 1999 года. В ней описывались требования к компьютерной системе управления обучением (англ. Computer Managed Instruction, CMI) и к используемым в ней блокам учебного материала (англ. Assignable Unit, AU). Взаимодействие между AU и CMI могло осуществляться либо через чтение/запись локальных файлов (появилось в CMI001 v1.0, 1993 год), либо через HTTP-протокол (появилось в CMI001 v2.0, 1998 год), либо через Javascript API (v3.0, 1999 год). Для описания элементов электронного курса в CMI001 использовались текстовые файлы в формате CSV. Две части спецификации AICC CMI001 (описание модели передаваемых данных и описание взаимодействия через Javascript) вошли в разрабатываемую группой ADL спецификацию SCORM RTE (Run-Time Environment). Вместо термина Assignable Unit в документации SCORM стал использоваться термин Shareable Content Object (SCO).

Для целей лёгкой переносимости и доступности учебных материалов ADL должны были добавить в свою спецификацию требования к описанию метаданных и к способу упаковки учебных материалов. В сотрудничестве с организацией IMS Global (англ.) были разработаны спецификации IMS Learning Resources Meta-Data[2] (IMS MD) и IMS Content Packaging[3] (IMS CP), которые вошли в спецификацию SCORM CAM (Content Aggregation Model) как разделы SCORM Meta-Data и SCORM Content Packaging. В последнем спецификация IMS CP была дополнена несколькими специальными элементами, взятыми из AICC CMI001 (значения этих элементов либо передаются в учебный объект посредством Javascript API, либо используются системой для управления навигацией по учебным объектам, входящим в пакет).


Версии SCORM 1.0 и SCORM 1.1 были тестовыми и распространялись в узких кругах с целью тестирования и сбора отзывов. В октябре 2001 года вышла версия SCORM 1.2, которая начала активно распространятся. В то же время группа ADL продолжала заниматься доработкой SCORM, в частности, улучшением возможностей навигации.

В 2002 году закончилась совместная работа IMS Global (англ.), Ariadne и IEEE LTSC[5] по доработке спецификации IMS MD до уровня стандарта. Стандарт IEEE 1484.12.1 получил название LOM (Learning Object Metadata), и, имея обратную совместимость с IMS MD, может использоваться в SCORM-пакетах для описания метаданных.

Также ADL решила оформить модель взаимодействия как официальный международный стандарт, в связи с чем обратилась в комитет по стандартизации IEEE LTSC. Рабочая группа LTSC в контакте с AICC доработала спецификацию взаимодействия, в результате чего в 2003 году было выпущено два официальных стандарта:
IEEE 1484.11.1 - Data Model For Content To Learning Management System Communication (Описание модели данных, передаваемых между LMS и учебным материалом);
IEEE 1484.11.2 - ECMAScript API For Content To Runtime Services Communication (Описание способа взаимодействия между LMS и учебным материалом при помощи Javascript).

Тем временем консорциум IMS Global в 2003 году выпустил спецификацию IMS Simple Sequencing[6] (IMS SS), содержащую требования к описанию последовательностей прохождения учебного материала. Эта спецификация легла в основу разрабатываемой ADL спецификации SCORM SN (Sequencing and Navigation).

В январе 2004 года вышла 1-я редакция SCORM 1.3 (получившая обозначение SCORM 2004). В ней раздел SCORM RTE был представлен описанием стандартов IEEE 1484.11 (с изменившимся API, которое стали называть SCORM API 2004), дополненным специальными элементами ADL, используемыми для организации навигации, подробно описанной в новом разделе SCORM SN. В раздел SCORM CAM был внесён стандарт IEEE LOM вместо IMS MD, а также добавлены требования к описанию навигации по пакету в соответствии с IMS SS. В июле того же года вышла немного изменённая вторая редакция SCORM 2004.

В июне 2006 года Министерство обороны США предписало, чтобы все разработки в области электронного обучения (E-learning) соответствовали требованиям SCORM.

Позже в SCORM 1.3 были внесены ещё некоторые изменения: в октябре 2006 года вышла 3-я редакция, а в марте 2009 - SCORM 2004 4th Edition.

Content Aggregation Model (CAM)

Эта часть стандарта описывает структуру учебных блоков и пакетов учебного материала. Пакет может содержать курс, урок, тест, модуль и т. п. В пакет входят xml-файл (манифест), где описана структура пакета, и файлы, составляющие учебный блок. Этот файл должен иметь название imsmanifest.xml и находиться в корневой папке пакета.

Манифест пакета включает:
метаданные (свойства компонентов учебного материала);
организацию учебного материала (в каком порядке расположены компоненты);
ресурсы (ссылки на файлы, содержащиеся в пакете);
sub-Manifest (xml-файл может содержать под-манифесты, описывающие отдельные части пакета - это может иметь смысл, если пакет очень большой и имеет сложную структуру, чтобы не перегружать один файл большим объёмом данных).


Блоки учебного материала, входящие в пакет, могут быть двух типов: Asset и Sharable Content Object (SCO).
Asset — элемент, который не взаимодействует с сервером системы управления обучением (LMS-сервером). Это может быть html-страница, просто картинка, звуковой файл, flash-объект и т.п. Asset может состоять из нескольких файлов (например, html-файл + css-файл c описанием его стилей + js-файл с описанием используемых в нём функций), но с точки зрения системы и учащегося Asset будет рассматриваться как один неделимый объект.
SCO — это элемент, который взаимодействует с системой управления обучением: сообщает о ходе и результатах обучения, получает и передаёт дополнительные данные и т.п. Как минимум SCO сообщает о своем запуске и завершении (путём вызова методов Initialize("") и Terminate("") объекта API_1484_11, используемого системой для взаимодействия).

Пример кода манифеста SCORM-пакета:


<?xml version="1.0" encoding="UTF-8"?>
<manifest version="1.3" identifier="8EA33DC1" xmlns="http://www.imsglobal.org/xsd/imscp_v1p1">
<metadata>
<schema>ADL SCORM</schema>
<schemaversion>2004 4th Edition</schemaversion>
</metadata>
<organizations default="09B4C179">
<organization identifier="09B4C179" structure="hierarchical">
<title>Содержание</title>
<item identifier="7D841A9D" isvisible="true" identifierref="44D33973">
<title>Пример объекта SCO, взаимодействующего с LMS</title>
</item>
</organization>
</organizations>
<resources>
<resource identifier="44D33973" adlcp:scormType="sco" type="text/html" href="sco.htm">
<file href="sco.htm" />
</resource>
</resources>
</manifest>

Для передачи пакетов по сети (например, для загрузки в систему управления обучением) спецификация SCORM CAM предписывает помещать содержимое пакета в zip-архив. Файл imsmanifest.xml должен располагаться в корне архива. Остальные файлы пакета должны располагаться так, как указано их расположение в элементах file в содержимом манифеста. Например, в случае приведённого ранее кода манифеста файл sco.htm должен располагаться на том же уровне, где и imsmanifest.xml, то есть тоже в корне архива. А если бы в манифесте было прописано <file href="folder1\sco.htm" />, тогда файл sco.htm должен был бы располагаться в папке folder1 в архиве.


Run-Time Environment (RTE)

Эта часть стандарта описывает взаимодействие SCO и системы управления обучением (англ. Learning Management System, LMS) через программный интерфейс приложения (Application Program Interface, API). Требования SCORM RTE позволяют обеспечить совместимость SCO и LMS, чтобы каждая система дистанционного обучения могла взаимодействовать со SCO таким же образом, как и любая другая, соответствующая стандарту SCORM. LMS должна обеспечивать доставку требуемых ресурсов пользователю, запуск SCO, отслеживание и обработку информации о действиях учащегося, передачу SCO-объекту запрашиваемых данных и сохранение получаемых.

Взаимодействие осуществляется через объект API_1484_11, располагающийся в одном из родительских окон браузера по отношению к окну учебного объекта. Учебный объект должен быть запущен либо во фрейме (iframe) на странице системы управления обучением, либо во всплывающем окне (посредством javascript-вызова window.open). В начале своей работы SCO-объект должен найти объект API_1484_11 в одном из родительских окон, применив для этого алгоритм перебора родительских окон (SCORM API Discovery Algorithm), а затем вызвать метод Initialize("") этого объекта.

После успешной инициализации SCO может запрашивать у системы данные посредством метода GetValue("название_элемента_данных") или посылать данные в систему посредством метода SetValue("название_элемента_данных","значение"). Возможные элементы данных и их допустимые значения перечислены в спецификации. Для принудительного сохранения данных, отправленных в систему, SCO-объект должен вызвать метод Commit("").

Также API позволяет отслеживать SCO-объекту возможные ошибки, возникающие в процессе взаимодействия, посредством методов GetLastError, GetErrorString и GetDiagnostic.

В конце своей работы SCO должен вызвать метод Terminate(""), тем самым сообщив системе, что работа с ним закончена и его можно закрывать (или переходить к следующему объекту).

Пример простейшего SCO: (данная html-страница запрашивает у системы управления обучением имя учащегося, который её открыл)


<html>
<head>
<script language="javascript">
function findAPI(win) { //ищем в родительских окнах объект с названием API.
var findAPITries=0; //будем считать количество попыток, чтобы поиск не был бесконечным.
while ((win.API_1484_11 == null) && (win.parent != null) && (win.parent != win)) {
findAPITries++;
if (findAPITries > 20) return null; //число 20 взято условно, теоретически его может и не хватить.
win = win.parent;
}
return win.API_1484_11;
}
function getAPI() { //получаем объект API для текущего SCO.
var theAPI = findAPI(window); //сначала пробуем искать в родителях текущего окна.
if ((theAPI == null)) { //если не нашли в родителях текущего окна,
if ((window.opener != null) && (typeof(window.opener) != "undefined"))
theAPI = findAPI(window.opener); //то попробуем найти в родителях окна, открывшего текущее.
}
return theAPI;
}
function start() { //эта функция сработает в момент открытия SCO.
var api = getAPI();
if (api!=null) {
api.Initialize("");
value=api.GetValue("cmi.learner_name"); //запрашиваем у системы имя учащегося,
document.write("Имя учащегося: "+value); //и выводим его на экран.
}
else document.write("Не удаётся подключиться к API системы.");
}
function stop() { //эта функция сработает в момент закрытия SCO.
var api = getAPI();
if (api!=null) api.Terminate("");
}
</script>
<title>Пример объекта SCO, взаимодействующего с LMS</title>
</head>
<body onLoad="start()" onunload="stop()">
</body>
</html>

Sequencing and Navigation (SN)

Эта часть стандарта описывает, как должна быть организована навигация и предоставление компонентов учебного материала в зависимости от действий учащегося. Требования SCORM SN позволяют преподносить учащемуся материал в соответствии с индивидуальными особенностями.

Conformance Requirements

Эта часть содержит полный список требований, проверяемых ADL, на соответствие стандарту SCORM. Система управления обучением или редактор учебных материалов может получить от ADL сертификат о соответствии требованиям SCORM, если работает в соответствии с этими указаниями.

Системы управления обучением, совместимые с SCORM
Moodle, свободно распространяемая система с открытым исходным кодом (php+MySql)
ILIAS, система c открытым кодом (php+mysql) под лицензией GNU
Sakai, свободно распространяемая система с открытым кодом (java)
SharePointLMS, совместима со SCORM 1.2 и 2004
SABA, коммерческий продукт компании Saba Software Inc.
WebTutor, совместима со SCORM 1.2 и 2004
AcademLive, коммерческая система дистанционного обучения, совместима со SCORM 1.2 и 2004

Имя 
Пароль  забыли?
Присоединяйтесь!

Новые материалы

   Названы самые высокооплачиваемые вакансии в Башкирии
   Не все профессии равны. Вчерашние школьники идут в телевизионщики и PR
   Новочебоксарские безработные граждане обучаются востребованным профессиям
   Где в Уфе заработать 100 тысяч рублей в месяц
   Сколько в среднем получают владимирские врачи?


Последние комментарии

  
   мне приятно Вас читать 99 % читаемое мной - мусор... А на ваших постах глаза отдыхают 
   Действительно, Эдуард, что это я! Всё ещё hr, всё ещё пишу - с удовольствием вернусь)))
   Марина, вы вернетесь к нам или уже все?)
   вы можете оставлять активную ссылку на источник 
Все статьи


Интервью




Публикую статью Алексея Королькова с видеокомментарием
все интервью


О проекте      Реклама       Подписка       Контакты       Rambler's Top100 Яндекс цитирования ©2000-2011, HRM