сделать домашней  добавить в избранное  карта сайта RSS
 

Вебинары HRM.RU

Прогноз эффективности кандидатов на основе тестов
Начало 26.05.2017 12.00 (по московскому времени)

Полный список вебинаров

События

полный список

Последние обсуждения

  26.09.2019 16:41:06
Новый уровень безопасности дыхания
  30.08.2019 14:26:41
Worldskills International и 3М запускают новый совместный проект «Образование во имя будущего»
  30.08.2019 11:33:40
Молодые профессионалы за устойчивое будущее
  24.08.2019 14:36:18
Научные эксперименты, продуктовые тесты и мировые технологии для молодых профессионалов
  09.08.2019 16:18:31
Только оригинальные СИЗ обеспечивают гарантированную защиту


Опросы
  Актуальные направления работы HR вашей организации 2017
Все опросы



Словарь терминов HR

* | А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я
* | A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O | P | Q | R | S | T | U | V | W | X | Y | Z

Гилбрет Фрэнк Банкер Гилбрет, Фрэнк Банкер (1868-1924), Gilbreth, Frank Bunker. Фрэнк Гилбрет был первопроходцем в области “науки о движении” и повсеместно признается в качестве одного из основателей “научных методов управления”. Биографиия и краткое описание идей из книги "Классики менеджмента" изд-ва Питер

Тематические разделы:
Психология, теории HR : Персоналии
HR-Менеджмент
Психология, теории HR

Информация для публикации любезно предоставлена изд-вом Питер

Гилбрет, Фрэнк Банкер (1868-1924) и Гилбрет, Лилиан Эвелин Моллер (1868-1972)

Gilbreth, Frank Bunker
Gilbreth, Lillian Evelyn Moller

1. Ранние этапы жизни
2. Фрэнк и Лилиан Гилбреты: история сотрудничества
3. Лилиан Гилбрет
4. Основной вклад
5. Критика

Гилбрет, Фрэнк

Краткие биографические сведения


родился 7 июля 1868 г. Фэйрфилде, штат Мэн, США;
его родители происходила из поселенцев в Новой Англии и строго придерживалась пуританских традиций;
по окончании школы работал учеником каменщика, изучал строительное дело, начал разрабатывать методы сокращения потерь рабочего времени; стал процветающим строительным подрядчиком;
в 1904 г. женился на Лилиан Моллер;
с 1907 по 1913 гг. сотрудничал с Ф. Тейлором и Г. Гантом в разработке “научных методов управления”, его вклад заключался в создании “науки о движении”;
в 1912 г. открыл собственную консультационную фирму, чтобы сконцентрировать усилия на “технике управления”;
скоропостижно скончался 14 июня 1924 г.

Основные работы

Bricklaying System (1909)
Motion Study (1911)
Primer of Scientific Management (1912)
Fatigue Study (совместно с Лилиан Гилбрет) (1916)
Applied Motion Study (совместно с Лилиан Гилбрет) (1917)
Motion Study for the Handicapped (совместно с Лилиан Гилбрет) (1920)

Гилбрет, Лилиан

Краткие биографические сведения


родилась 24 мая 1878 г. в Окленде, штат Калифорния, США в семье преуспевающих выходцев из Германии;
училась в Калифорнийском университете;
в 1904 г. вышла замуж за Фрэнка Гилбрета;
в 1911 г. завершила работу над докторской диссертаций “Психология менеджмента”;
в 1912 г. присоединилась к деятельности консультационной управленческой фирмы мужа, стала способным к самостоятельной работе сотрудником, занимавшимся поиском “наилучшего способа выполнения работы”;
после внезапной смерти Фрэнка Гилбрета в июне 1924 г. участвовала вместо него в работе первого Международного конгресса по проблемам управления, состоявшегося в Праге;
продолжала управлять фирмой своего мужа, писала собственные научные работы, читала лекции и добровольно помогала многим организациям;
получила свыше двадцати почетных званий и специальных благодарностей от университетов и профессиональных ассоциаций;
скончалась 2 февраля 1972 г. в возрасте девяносто трех лет.

Основные работы

The Psychology of Management (1914)
The Quest of the One Best Way: A Sketch of the Life of Frank Bunker Gilbreth (1924)
The Home-Maker and Her Job (1927)
Normales Lives for the Disabled (совместно с Эдной Йост) (1944)
Management in the Home: Happier Living through Saving Time and Energy (1954)

Резюме

Фрэнк Гилбрет был первопроходцем в области “науки о движении” и повсеместно признается в качестве одного из основателей “научных методов управления”. Его непрерывный научный поиск, который после женитьбы стал осуществляться совместно с супругой, был нацелен на устранение потерь рабочего времени за счет определения “наилучшего способа выполнения работы”. Лилиан Гилбрет, преподаватель и специалист по промышленной психологии, была одним из первых ученых, оценивших необходимость хороших человеческих отношений на рабочем месте. Она оказала глубокое влияние на мужа, обратив его внимание на динамические аспекты менеджмента.
Вместе они образовали успешный творческий тандем, взаимно дополняя возможности и опыт друг друга. При осуществлении поиска “наилучшего способа” они изучали выдаваемое задание, самого рабочего, его инструменты и обстановку на рабочем месте в “мельчайших научных подробностях” для того, чтобы скорректировать и объединить их для достижения наивысшей производительности труда. Схема последовательности операций и другие предложенные ими новшества остались в основном в неизменном виде и по-прежнему используются в современном системном анализе. Они интересовались также человеческим аспектом промышленного производства и подчеркивали необходимость подготовки рабочих и обеспечение их вовлеченности в трудовой процесс.
Лилиан Гилбрет после смерти своего мужа в 1924 г. продолжала руководить его фирмой, читать лекции по проблемам менеджмента и экономики домашнего хозяйства в различных университетах и заниматься применением принципов науки о движении для помощи инвалидам. Она также находила время для добровольной работы в местных и общенациональных общественных организациях. Многие называли ее “Первой леди менеджмента”.

1. Ранние этапы жизни

Фрэнк Гилбрет

Ф. Гилбрет родился 7 июля 1868 г. в Фэйрфилде, штат Мэн, в семье, происходившей из поселенцев в Новой Англии и строго придерживавшейся пуританских традиций. Эти особенности происхождения в значительной мере повлияли на его характер и мировоззрение. Когда умер отец, Фрэнку было всего три года, но его мать не жалела сил, чтобы по возможности дать своим детям хорошее образование и профессиональную подготовку. Фрэнк Гилбрет сначала учился в Академии Филипса в Эндовере, где впервые обнаружился его интерес к механике, а затем в бостонской Школе грамматики Райса, где выявились его способности к математике и техническому черчению. По результатам учебы он получил право на поступление в Массачусетскую технологическую школу, но решил поступить на работу.
В 17 лет он стал учеником каменщика. Ф. Гилбрет быстро делал успехи: он освоил несколько строительных профессий и посещал вечерние курсы, чтобы пополнить свои знания в строительстве. В 27 лет он стал главным управляющим компании, в которой начинал работать учеником.
Еще в начале трудовой деятельности Ф. Гилбрет был поражен бесполезной растратой ресурсов, допускавшейся существовавшими в то время методами ведения строительства, и решил устранить их или хотя бы сократить. Он разработал “наилучшие способы” укладки кирпичей и использования строительных материалов; установки лесов и подготовки учеников: применение усовершенствованных методов позволяло снижать производственные издержки и увеличивать зарплату работникам.
В апреле 1985 г. Ф. Гилбрет решил открыть в Бостоне собственную строительную фирму. За счет высокого профессионализма рабочих и применения качественных материалов он сразу сумел достичь высоких результатов. Его бизнес быстро развивался. Являясь тонким наблюдателем, Ф. Гилбрет многому научился у своих фирм-заказчиков. Его деловые заграничные поездки позволяли ему быть в курсе всего нового, появлявшегося за пределами США. Постепенно он переходил от выполнения подрядов со своим оборудованием и специалистами к консультированию клиентов по всем аспектам строительных работ. По мере расширения бизнеса ему приходилось руководить не только нью-йоркским офисом фирмы и многими ее филиалами на территории США, но и ее лондонским отделением, заключавшим договора с Адмиралтейством и Военным министерством Великобритании.
В октябре 1904 г. Ф. Гилбрет женился на Лилан Моллер. Они стали не только счастливыми супругами, но успешными партнерами в работе, где взаимно дополняли знания, способности и опыт друг друга.

Лилиан Моллер

Лилиан Моллер родилась в Окленде, штат Калифорния, 24 мая 1878 г. в одной из самых влиятельных семей этого города. После домашнего обучения и занятий в начальной и высшей городской школе Окленда она поступила в Калифорнийский университет, где в 1900 г. получила степень бакалавра, а позднее и степень магистра по английской литературе за работу о книге Бена Джонсона Bartholomew Fair. Готовясь к защите докторской диссертации, в 1903 г. она совершила путешествие по Европе. В Бостоне, перед посадкой на пароход, она познакомилась с Фрэнком Гилбретом, кузеном ее компаньонки. Они поженились в 1904 г.

2. Фрэнк и Лилиан Гилбреты: история сотрудничества

С самого начала Ф. и Л. Гилбреты были настроены на совместную работу, однако из-за многочисленных дел в быстрорастущей семье (у них должно было быть двенадцать детей, шесть мальчиков и шесть девочек) вклад Лилиан в общее предприятие был на первых порах ограниченным. Однако она работала дома, редактируя многочисленные рукописи мужа и занимаясь собственными исследованиями, которые, для пополнения знаний Фрэнка, были посвящены вопросам индустриальной психологии.
В 1907 г. у Ф. Гилбрета наладились тесные дружеские отношения с Фредериком Тейлором (см. ТЕЙЛОР. Ф.). Они восхищались работами друг друга и стали союзниками в разработке методов научного управления. В работе Primer of Scientific Management (“Основы научного менеджмента”) (1912) Ф. Гилбрет отвечал на некоторые вопросы, которые задавались Ф. Тейлору в сотнях приходивших из многих стран мира писем. Диапазон ответов простирался от определения некоторых терминов до изложения принципов научного управления и способов их применения; от описания влияния методов научного менеджмента на рабочего до объяснения их связи с другими видами деятельности; однако всегда в этих ответах подчеркивались достоинства использования “научных методов управления” как “честной сделки” рабочего и работодателя.
Со своей стороны Ф. Тейлор восхищался деятельностью Ф. Гилбрета и часто цитировал отрывки из его посвященной способам кладки кирпичей книги, в качестве ценных примеров изложения принципов труда, популяризацией которых он сам занимался. В 1910 г. они вместе отправились в Англию в Институт прикладной механики, чтобы изложить перед его научными сотрудниками собственные концепции, разработанные на основе “научных методов управления”. Однако в 1913 г. их отношения внезапно прекратились. К тому времени Ф. Гилбрет стал работать консультантом по вопросам менеджмента и эта деятельность сделала его прямым конкурентом не только самого Ф. Тейлора, но и сложившейся вокруг него группы специалистов, которых он направлял в обращавшиеся к нему за помощью фирмы. Ф. Тейлор рекомендовал одного из таких специалистов в фирму, которую консультировал Ф. Гилбрет, что привело последнего в ярость. Этот инцидент стал причиной разрыва их отношений, а Лилиан Гилбрет позднее отзывалась о Ф. Тейлоре как “о мало приятной личности”.
В своих консультациях по “технике управления” Ф. Гилбрет расширил применение науки о движении к более общим проблемам производства и сосредоточил свое внимание на изучении вопросов усталости. Он выделил сорок две вызывающих усталость причины, пятнадцать из которых были непосредственно связаны с рабочим, четырнадцать — с окружающей обстановкой, а тринадцать — с движениями, требуемыми для выполнения работы. Ф. Гилбрет разработал два метода исследования движения с заданной точностью. Он разделил движения на базовые, такие как поиск, выбор, подъем, погрузку, позиционирование и пр., названные им словом “therblig” (полученным путем перестановки букв его фамилии Gilbreth) и установил часы с циферблатом, проградуированным в долях минут, в поле зрения кинокамеры, которая снимала выполняемые рабочими операции. Эти два новшества позволили ему выделять и хронометрировать мельчайшие операции, а также приступить к исследованию так называемых микродвижений.
Ф. Гилбрет разработал также так называемый “циклографический” метод, в соответствии с которым к рукам или иным движущимся частям тела рабочего прикреплялись маленькие электрические лампочки. Когда рабочий выполнял трудовые операции, то траектории перемещения светящихся точек указывали направления выполняемых им движений. Затем метод циклографии был заменен более совершенным методом “хроноциклографии”, при котором частота, с которой проецировались на экран вспышки лампочек в виде световых точек или штрихов, позволяла судить об ускорении или замедлении движений рабочего
В 1917 г., находясь на службе в американской армии в звании майора, Ф. Гилбрет с успехом применял свою науку движений для обучения новобранцев и реабилитации двигательных функций раненых. В написанной в 1915 г. для “Journal of the American Society of Mechanical Engeneering” статье он объяснял, как наука о движении могла бы помочь лечению инвалидов.
В годы войны Ф. Гилбрет впервые почувствовал, что у него начинаются проблемы с сердцем, однако не сдавался и продолжал вести чрезвычайно насыщенную профессиональную деятельность. Он внедрял на заводах свои методы экономии рабочего времени; писал статьи; выступал на конференциях и семинарах; проводил исследования в домашней лаборатории. Ритм его работы был чрезвычайно высоким. Конец наступил внезапно. Фрэнк Гилбрет умер 14 июня 1924 г. незадолго до очередной поездки в Европу.
Лилиан Гилбрет была активной помощницей мужу во всех его творческих начинаниях. Вместе они опубликовали три книги — Fatigue Study (“Исследование усталости) (1916), Applied Motion Study (“Прикладная наука о движении”) (1917) Motion Study for the Handicapped (“Наука о движении для инвалидов”) (1920). После замужества фокус ее исследований переместился на проблемы психологии, что позволило ей лучше дополнять работы мужа. В 1911 г. Л. Гилбрет защитила докторскую диссертацию по теме “Психология менеджмента”, текст которой был опубликован в 1912-1913 гг. в журнале “The Industrial Engeneering Magazine”, а в 1914 г. — в отдельной книге. Ее издатели потребовали, чтобы на обложке были указаны только инициалы автора, чтобы читатели не догадались, что книга была написана женщиной.
Лилиан Гилбрет читала лекции в частной лаборатории в своем доме, а также в технических и бизнес-школах. Она стала полноправным партнером в семейном консультационном бизнесе. Она особо настаивала на важности создания добрых человеческих отношений и организации обучения на рабочем месте и много сделала для гуманизации взглядов своего мужа и расширения кругозора клиентов.

В своем письме редактору The National Cyclopedia of American Biography от 10 апреля 1925 г. Лилиан Гилбрет так писала о своей работе по изучению движения:
Когда мы начинали эту работу, мы имели в своем распоряжении технические знания мистера Ф. Гилбрета и его многолетний опыт, накопленный при строительстве зданий, плотин и прочих сооружений на разных этапах его карьеры — от ученика до инженера-подрядчика, а также мои теоретические знания проблем обучения и психологии и некоторый практический опыт преподавания. Я уверена, вы согласить с тем, что ненужно, а на мой взгляд и невозможно, пытаться разделить результаты нашей совместной работы. Если они чего-нибудь и стоят, так это в качестве демонстрации того, чего можно добиться при сотрудничестве, основанном на взаимных интересах и устремлениях и примера обучению лидерству, как в случае с мистером Ф. Гилбретом, и “следованию за лидером”, как в случае со мной (Urwick and Breach, 1945: 126-7).


3. Лилиан Гилбрет

Сотрудничество супругов т­агически оборвалось в 1924 г. За три дня до отъезда на конференции в Англию и Чехословакию Фрэнк Гилбрет умер в телефонной будке в то время, когда он звонил Лилиан, чтобы сообщить ей об “идее, которая появилась у него относительно экономии трудовых движений при упаковке мыльных хлопьев в фирме Lever Brothers” (Gilbreth and Carey, 1949: 137).
После смерти мужа Л. Гилбрет осталась с одиннадцатью детьми (один их ребенок умер) в возрасте от 2 до 19 лет. Демонстрируя свой несгибаемый характер, она собрала свою семью и обратилась к ней с такими словами:
Завтра я отправляюсь на пароходе, на котором собирался плыть ваш отец. У него уже были билеты. Я собираюсь выступить с его докладами в Лондоне и Праге. Я считаю, что ваш отец одобрил бы мое решение (Gilbreth and Carey, 1949: 236).

Ей не потребовалось много времени, чтобы переориентировать направление своих усилий. Университет Пардье, в котором по совместительству преподавал ее муж, пригласил Лилиан продолжить его деятельность. Она читала его курс лекций до 1935 г., когда получила должность профессора менеджмента, которую занимала вплоть до 1948 г.
Однако ее деятельность не ограничивалась преподаванием. Л. Гилбрет использовала науку о движении для анализа домашней работы, причем занималась этой темой около двадцати лет. Результаты ее исследований время от времени печатались в таких популярных периодических изданиях как “Good Housekeeping” и “Better Homes and Gardens”, а также были опубликованы в виде двух отдельных брошюр The Home-Maker and Her Job и Management in the Home (“Создатель дома и его работа” и “Менеджмент в домашнем хозяйстве”) (1954). Помимо преподавания в Университет Пардье она работала в нем консультантом по проблемам ведения домашнего хозяйства и благодаря этой деятельности оказала значительное влияние на развитие сети курсов домоводства по всей стране.
Развивая идеи мужа о реабилитации раненых солдат, Лилиан Гилбрет использовала методы науки о движении для разработки оборудования и специальных процедур, облегчающих ведение домашнего хозяйства для инвалидов. Полученные результаты были изложены в книге Normal Lives for the Disabled (“Нормальная жизнь для инвалидов”) (1944), написанной в соавторстве с Эдной Йост.
Л. Гилбрет была чрезвычайно энергичным и общительным человеком, охотно принимавшим предложения поработать там, где были нужны ее знания и опыт. В 1930 г. она стала членом Чрезвычайного президентского комитета по пособиям для безработных, во время войны была советником по образованию, а в 1951 г. была введена в состав Консультативной комиссии по гражданской обороне. Она находила время, чтобы помогать движению девочек-скаутов Америки и различным организациям инвалидов, а также церквам и библиотекам в своем округе.
Лилиан Гилбрет продолжала исследовательскую деятельность и после того, как ей исполнилось 70 лет, а в восьмидесятилетнем возрасте она все еще выступала с лекциями и писала статьи. На нее обрушился шквал наград. Она получила свыше двадцати почетных званий и специальных адресов от различных профессиональных ассоциаций. Нередко ее называли “Первой леди менеджмента”. Лилиан Гилбрет скончалась в 1972 г.

4. Основной вклад

Одна из первых работ Ф. Гилбрета по проблемам строительной индустрии была для своего времени чрезвычайно оригинальной. Он стал первопроходцем в той области, которая позднее получила название “науки о движении”. Ф. Гилбрет упростил процесс каменной кладки таким образом, что вместо необходимых прежде для укладки одного кирпича восемнадцати движений, стало требоваться всего пять. Это позволило среднему каменщику после небольшой тренировки и без затраты дополнительных усилий увеличить дневной объем кладки с 1000 до 2700 кирпичей. Исследование результатов детального анализа движений, необходимых для выполнения рабочих заданий, а также внешних условий их осуществления, позволило Ф. Гилбрету заложить основы эффективного управления выпуском продукции.
Одновременно он разработал специальные технологические карты, в которых отражалась последовательность всех совершаемых с деталями операций. Эти методы, а также некоторые символы, используемые для отражения различных этапов задания остались, в сущности, теми же самыми и в современном системном анализе. Супруги Ф. и Л. Гилбреты настолько заинтересовались изучением психологическими основами организованной человеческой деятельности, что стали разрабатывать “наилучший физический способ” выполнения работы.
С начала совместной деятельности они активно занимались продвижением научных методов управления. В Primer of Scientific Management (1912) Фрэнк Гилбрет дает им подробное объяснение и высказывает неизменную поддержку. В Psychology of Management (1914) Лилиан Гилбрет выделяет три типа управления: традиционный, переходный и научный, причем последний тип является “наукой, то есть осуществляется в соответствие с известными, сформулированными и практически применимыми законами” (Gilbreth, 1914: 8). Именно к такому типу управления следует стремиться.
Следует отметить что воззрения на менеджмент Ф. и Л. Гибретов, в сравнении с подходом Ф. Тейлора, были более содержательными. Со временем, они стали высказывать все больше несогласия с некоторыми его методами (например, со скрытой фиксацией деятельности рабочего). Они хотели показать рабочим, как можно повысить производительность, работая не быстрее, а лучше; показать им не только как изменить или усовершенствовать используемые методы, но и объяснить, почему это необходимо сделать.
Интерес Ф. и Л. Гибретов к научным методам управления отражал лишь часть их общего представления о необходимости более полноценной жизни людей. В Cheaper by the Dozen (лучшем из бестселлеров среди произведений не художественной литературы 1949 г., по которому позднее был снят фильм) дети Фрэнка и Лилиан, вспоминая о жизни дома, писали:
Кто-то однажды спросил отца: “Для чего бы ты хотел сберечь время? Что бы стал с ним делать?” “Для работы, если ты ее любишь”, — ответил он. “Для образования, для того, чтобы стать красивым, для искусства, для удовольствия”. Он посмотрел поверх пенсне. “Для игры в ножички, если к этому лежит твоя душа”. (Gilbreth and Carey, 1949: 237)

5. Критика

“Наука о движении” не использовалась в управлении производством в том объеме, в каком бы этого хотелось Ф. и Л. Гилбретам. Неправильно понятая многими, она нередко рассматривалась как средство контроля над каждым движением рабочего. Сражения между трудом и капиталом растянулись на несколько десятилетий (1920-1940-е гг.) после начала использования “научных методов управления” и попыток измерить и нормировать производительность труда рабочих, что порождало обвинения со стороны профсоюзов в использовании “несправедливой практики трудовых отношений” и в негуманном отношении к работникам. Возможно, частичную ответственность за это несет и чета Гилбретов. Определенная как поиск “единственного наилучшего способа”, их деятельность могла быть интерпретирована как стремление к роботизации рабочих за счет ограничения их действий последовательностью необходимых для выполнения задания операций.
Нельзя также отрицать и того, что специализация и более короткие трудовые операции приводят к деквалификации рабочих. В определенной степени это признавал и сам Ф. Гилбрет, заявляя, что в любом случае его метод не должен причинять рабочим никаких неприятностей. Более либеральный в своих взглядах, чем Ф. Тейлор, Ф. Гилбрет, тем не менее, в своих трудах рассматривает рабочего просто в качестве статического фактора.
Спустя примерно полвека, Лилиан Гилбрет так охарактеризовала недостатки работ своих современников:
Люди, стоявшие у истоков научных методов управления не имели преимуществ художественной и общеобразовательной подготовки и знания философии, они не могли свободно читать и разговаривать на иностранных языках и много путешествовать по свету. Они были инженерами-механиками, подготовленными в стиле своего времени. Они пришли в промышленность и посвятили свои жизни наилучшему применению своего и чужого времени, энергии и денег. Они не понимали, что менеджмент представлял собой нечто, прошедшее через века и использовавшееся в той или иной форме в каждой стране.

Она также оказалась способной признать, что деятельность ее мужа не была столь уникальной, как они тогда об этом думали:
Как оказалось, многое, созданное совершенно независимо в США было давно известно в других странах мира. Например, мой муж установил, что метод циклографии, на который он потратил столько времени, был разработан французом Марэ (Gilbreth, 1963: 119).

Сама Лилиан Гилбрет, благодаря своим наклонностям и образованию, быстро поняла динамику трудовых взаимоотношений и оценила вклад, который смогут вносить рабочие, вовлеченные в выполнение общей задачи. После смерти своего мужа в течение многих лет она активно работала над развитием “науки о движении” и над проблемами эффективного сотрудничества на рабочем месте.

Имя 
Пароль  забыли?
Присоединяйтесь!

Новые материалы

   Названы самые высокооплачиваемые вакансии в Башкирии
   Не все профессии равны. Вчерашние школьники идут в телевизионщики и PR
   Новочебоксарские безработные граждане обучаются востребованным профессиям
   Где в Уфе заработать 100 тысяч рублей в месяц
   Сколько в среднем получают владимирские врачи?


Последние комментарии

  
   мне приятно Вас читать 99 % читаемое мной - мусор... А на ваших постах глаза отдыхают 
   Действительно, Эдуард, что это я! Всё ещё hr, всё ещё пишу - с удовольствием вернусь)))
   Марина, вы вернетесь к нам или уже все?)
   вы можете оставлять активную ссылку на источник 
Все статьи


Интервью




Публикую статью Алексея Королькова с видеокомментарием
все интервью


О проекте      Реклама       Подписка       Контакты       Rambler's Top100 Яндекс цитирования ©2000-2011, HRM