Что имеет смысл передавать на Аутсорсинг?

Что имеет смысл передавать на Аутсорсинг?


Сегодня российские компании начинают все шире использовать западные модели организации бизнес-процессов, ориентированные на повышение операционной эффективности, снижение издержек, повышение управляемости и минимизации рисков. Как следствие, растет интерес к аутсорсингу – компании начинают рассматривать его как инструмент для реализации этих целей, ломаются стереотипы, что «все нужно держать.

Традиционно считается, что на Аутсорсинг следует передавать лишь второстепенные, периферийные функции, некритичные для конкурентоспособного предприятия.


Самым популярным видом аутсорсинга во всем мире является ИТ Аутсорсинг. В 1980-е многие крупные компании стали выводить отделы информационных технологий из организационной структуры для снижения издержек и повышения сервисного обслуживания. Первопроходцами стали такие компании, как Eastman Kodak, McDonnell Douglas, Xerox, British Petroleum и другие. Компании и сейчас, как правило, начинают использование схемы аутсорсинга с ИТ функций, лишь затем плавно переходят к другим его видам.


Второй по популярности вид Аутсорсинг – это Аутсорсинг Бизнес-процессов (англ. Business Process Outsourcing). Чаще всего под этим термином понимают передачу сторонним провайдерам таких непрофильных функций как ведение бухгалтерии, реализация кадровых процессов, маркетинговые задачи, реклама, логистика, управление. Первыми начали внедрять Аутсорсинг бизнес-процессов более динамичные компании сферы услуг и информационных технологий. Но прошло уже много лет с тех пор, как и представители консервативных отраслей – банки и промышленные предприятия – стали активно пользоваться преимуществами данного вида аутсорсинга.



Как правило, имеет смысл передавать на Аутсорсинг три группы процессов:

1. Процессы, не являющиеся ключевыми, но требующие высокой квалификации и наличия экспертизы. Например – функция главного бухгалтера, налоговое консультирование, подготовка и сдача годовой бухгалтерской и налоговой отчетности.

2. Процессы, состоящие из большого числа повторяющихся задач, рутинные процессы. Примерами данной категории процессов могут служить расчет заработной платы, ведение дебиторской задолженности и счетов к получению, кадровое администрирование.

3. Процессы, требующие специальных знаний, но не относящиеся к ключевым. Например – регистрация юридического лица, получение разрешения на работу, поиск и подбор

Не следует передавать функции, базирующиеся на ключевых навыках и знаниях, таких как дизайн продукта, создание услуг, разработка технологий, обслуживание клиентов, логистика. Предприятие должно оставлять в своей компетенции гибкие, долгосрочные основы, которые дают возможность к адаптации и эволюции; уникальные ресурсы в цепочке добавленной стоимости; деятельность, в которой предприятие доминирует; элементы, важные для взаимодействия с постоянными потребителями в долгосрочном периоде.

Кроме того, предприятие должно оставить в своем ведении функции, встроенные в организационную культуру и в большей степени зависящие от творчества, преданности, инициативы персонала, а также те, для которых привлекаются квалифицированные специалисты. Это может быть как обучение персонала, так и маркетинг, инновации.


В 60-е годы прошлого века, Генри Фордом была сказана фраза, ставшая в последствии неким гимном аутсорсинга: «Если есть что-то, что у нас не получается делать лучше и дешевле чем у наших конкурентов, то нет смысла это делать; мы должны эту работу передать тем, кто ее выполнит с заведомо лучшим результатом». В условиях современного бизнеса имеется возможность передать на Аутсорсинг большинство процессов, но это не должно становиться самоцелью. При оценке приоритетов передачи процессов на Аутсорсинг нужно учитывать стратегию, ключевые компетенции, сильные и слабые стороны компании.

Материал размещен на сайте HRM.RU