Тезисы о командообразовании, или Как сплотиться перед вызовами реальности?

Тезисы о командообразовании, или Как сплотиться перед вызовами реальности?

В воскресенье едем в лес, будем образовывать команду на веревочном курсе тренинга! Едут все! Сплочение коллектива – залог успеха!

Теперь подобное заявление от руководства компании дождаться практически не реально. Есть куда потратить деньги и без этого. Да и денег вообще – поискать…

А если все-таки организовать акцию с образованием команды, то можно еще получить и бухтение сотрудников типа: «Пир во время чумы!» Или: «Народ поувольняли, а денег девать что ли некуда?» Или: «Может, вы нам эту сумму просто на руки дадите? А мы сами сплотимся, без тренинга». Смысла в командообразовательных событиях многие просто не видят. Чаще всего, тщательно посчитав средства, руководство заказывает обучение, связанное с рациональными вещами: управление издержками, продажи, стратегия, маркетинг, показатели эффективности. Потом следуют программы по лидерству, управлению изменениями, оценке персонала. Но!

Как бы ни было трудно, коллектив никуда не денется. Он будет. И человеческие взаимоотношения все так же будут влиять на производительность труда, организационный климат, текучесть кадров, приспособление к трудностям и т.д., и т.п. Лично я думаю, что команда и командность тогда и проверяется (да и требуется), когда возникают реальные препятствия. А каковы требования к команде в период преодоления трудностей?

1. Наличие признаваемого лидера. Такого, который действительно идет во главе

2. Откровенность при переживании проблем

3. Умение усилить исполнительскую дисциплину, когда надо четко выполнять решения команды или лидера

4. Готовность помогать друг другу, не взирая на должностные инструкции

5. Выдвижение инициатив (на всех уровнях) по работе команды над текущими задачами и перспективными целями.

Если проанализировать эти требования, то окажется, что все они связаны с работой над тем, что трудно «пощупать», но что точно чувствуют все – дух команды, дух каждого ее участника.

Как же развивать этот «дух»? Есть ли смысл «инвестировать» в него, если финансы не так доступны, как раньше? Ответ на этот вопрос дает время. С октября 2008 года (когда у нас в России официально объявили о мировом финансовом кризисе;) прошло несколько месяцев. Период паники, депрессии, новогодних раздумий сменяется весенним обострением. Сколько еще можно сокращать издержки? Сколько еще нужно уволить сотрудников? От каких помещений можно освободиться? Есть предел сокращениям. И маятник управленческих решений начинает качаться в обратную сторону. А чем еще можно повысить качество работы, продаж, с помощью чего удерживать нужных людей в непростое время? Как бы оставшихся (преданных. лояльных) сплотить, замотивировать, вдохновить?

А тут такие мы – тренинговые компании, предлагающие актуальные формы решения текущих управленческих задач. В соответствии с временем, в соответствии с ужатыми бюджетами и пр.

Я попробовал собрать вместе самые популярные или яркие инструменты, зарекомендовавшие себя положительными результатами как с рациональной, так и с эмоциональной стороны.

Табл. 1

Эффективная, но обычная форма командообразования
Менее традиционная,
с большим эмоциональным и рациональным потенциалом
Стратегическая сессия

Коллективная форма работы. Идеально – вовлечение в выработку стратегических целей и приоритетов разных звеньев и иерархических уровней компании. Регулярность таких сессий в кризис (раз в месяц, раз в квартал) создаст у сотрудников ощущение вовлеченности, приобщению к актуальной информации о делах в компании. Важно при подготовке сбалансировать состав участников, чтобы на какое-то количество «депрессивных» обязательно нашелся оптимист

Конференция совместно с клиентами (партнерами, акционерами)

Очень действенная форма. Отличный повод для оперативной обратной связи всем участникам. Главное – подготовить актуальные и насущные вопросы и презентации, четко спланировать что и как будет обсуждаться, к какому решению должны прийти участники.

Мозговые штурмы по проблемам

Еще одна коллективная форма работы. Опять ж связана с вовлечением. При этом еще можно осваивать креативные техники, изучать опыт разных компаний, т.е. совмещать с обучением.

Деловая игра, моделирующая реальную проблему

Очень «заводная» форма работы. Можно получить отличный результат практически сопоставимый с мозговым штурмом. Но кроме того, участникам гарантирована отличная порция адреналина, который «зарядит» их на несколько недель.

Разработка проектов (антикризисных, инновационных и пр)

Очень конкретная форма работы. Связана с созиданием, обычно (при правильной реализации менеджмента проекта) создает ощущение видимой конечной точки, где можно измерить результат, «пощупать» готовый продукт проекта.

«Калиф на час». День (несколько дней) ротации «верхов» и «низов»

Идея в том, чтобы руководители и подчиненные «поменялись» местами на какой-то период времени. Такая форма работы даст возможность реально понять ткущие проблемы на разных «фронтах» компании. Можно узнать много нового про запросы клиентов, загрузку людей, дефициты в навыках и пр. Опять же – нужно правильно и тщательно организовать этот процесс, чтобы не «наломать дров» за этот день

Вывод автора: как бы ни было трудно, все равно в одиночку ничего не добьешься. Командообразование все равно останется как запрос рынка. Предлагая ту или иную форму, важно четко понять задачи, почувствовать текущее настроение коллектива. Главное – правильно просчитать последствия выбранной формы командообразования. Может быть, почву под проект нужно готовить не менее тщательно, чем запуск нового продукта на рынок. Чтобы сформировать правильные ожидания и позитивное отношение.

Материал размещен на сайте HRM.RU