Корпоративное волонтерство – это тренировочный полигон бизнеса

Эдуард, банальный, традиционный вопрос – с чего начался проект «Корпоративное волонтерство», кто был инициатор, кто принял участие, каковы сиюминутные последствия?

Проект «Корпоративное волонтерство» на портале HRM – проект нескольких людей и компаний, поэтому нас нельзя отнести к «чистым» проектам в рамках компании. Тем не менее, у нас есть свой уникальный опыт, который, надеюсь, будет интересен.

Все началась с… перевода. Мы работали с Натальей Моиной, которая и предложила перевести статьи по данной тематике. Следующий шаг: форум HRM. Началось с темы тимбилдинга, если память не изменяет, и Светлана Кондакова, Eventorama, Надежда Бондаренко, NBTraining, «сообразили на троих»: прямо в обсуждении родилась идея провести мероприятие в рамках проекта. «Банкующим» была Светлана Кондакова: 1 июня 2009 года несколько десятков волонтеров от различных компаний приняли участие в благоустройстве здания и территории Дом ребенка №12, г. Москва.

В первую очередь, приняли участие сами организаторы, привели своих клиентов (Eventorama организует корпоративные мероприятия, проводит тимбилдинг, в т.ч. мероприятия по корпоративному волонтерству; NBTraining – тренинговая компания), пришло несколько компаний, узнав о мероприятии через сайт HRM (я, конечно, давал максимум промо мероприятию).

Сиюминутные последствия – кайф от проделанного, обалденное чувство общности, локтя, команды. Схожее кстати с тем, что бывает в конце тренинга. Это самые сиюминутные последствия

Что в вашем понимании есть «корпоративное волонтерство», все же понятие пришло из-за рубежа и требует проговаривания?

Здесь все очень просто: корпоративное волонтерство – это когда представители компании трудом сотрудников оказывают благотворительную помощь сторонним людям и/или некоммерческим организациям.

Именно трудом и именно своих сотрудников.

Какова, на ваш взгляд, должна быть механика проекта (алгоритм) «корпоративного волонтерства», чтобы энтузиазм быстро не сгорал, чтобы не было принудиловки, чтобы был внутрикорпоративный эффект, чтобы компания предстала в хорошем свете?

Мое мнение трудно назвать общепринятым (я сужу по спектру мнений на форуме сайта HRM). Корпоративное волонтерство – такой же управленческий проект, как многие другие. Со всеми вытекающими. В этом случае я скорее солидаризуюсь с западной практикой, где участие в программах корпоративного волонтерства прописано в договорах или оферах кандидатам.

Переводя на русский, я за добровольно-принудительный характер проектов корпоративного волонтерства. За это говорит мой менеджерский опыт, за это говорит история: опыт профсоюзов, комсомольской, партийной организаций.

Понятно, что велик риск негативного отношения работников, но риски негатива есть при внедрения любого проекта: в этом смысле рецепт преодоления этих рисков стандартен. Может быть, больший вес имеет тождество между декларацией руководства принципов волонтерства и их реальными действиями: любая фальшь убьет проект в зародыше. Все просто: если ты говоришь о важности волонтерства, то иди и бери лопату, а не прикрывайся «важными» совещаниями.

По вашему мнению, нужен ли провайдер для подобных мероприятий в виде, например, ивент-агентства или тренинговой компании или вполне справиться силами HR и PR сотрудников, способных организовать коллег компании на благие дела? Или вот еще вспомнил. Я видел в Рунете предложения по проведению тренинга по социальному тимбилдингу. Речь идет о том, что компания-провайдер научит клиента как правильно проводить социальный тимбилдинг. Как вы к этому относитесь? Надо этому специально учиться?

Я бы сделал немного другие акценты. Провайдер нужен, но в первую очередь, чтобы сводить вместе волонтеров и тех, кто нуждается в этой помощи. В России корпоративное волонтерство – явление новое. Многие бы организации и хотели бы, да не знают, где, как начинать. Существуют сотни организаций и ситуаций, где можно применить труд работников. Одни проходят мимо, не замечая и не зная о проблемах, а другие не могут, не знают, куда обратиться. Провайдер поэтому должен стать местом сведения тех и других. Поясню цифрами. В прошлом году мы проводили опрос на портале по теме корпоративного волонтерства (см. таблицу). Респондентам предлагалось отметить одно из нижеприведенных утверждений.
А что такое корпоративное волонтерство?66,78%
В нашей компании есть программа по корпоративному волонтерству, не участвую в данной программе, и не хотел бы3,99%
В нашей компании есть программа по корпоративному волонтерству, не участвую в данной программе, но хотел бы 1%
В нашей компании есть программа по корпоративному волонтерству, с удовольствием участвую в данной программе5,65%
В нашей компании есть программа по корпоративному волонтерству, участвую в принудительном порядке1,66%
В нашей компании нет программы по корпоративному волонтерству, но я бы с удовольствием принял в ней участие14,62%
В нашей компании нет программы по корпоративному волонтерству, принял бы участие только в принудительном порядке6,31%

Две трети от числа проголосовавших просто не знают о том, что такое корпоративное волонтерство, программы есть только в компаниях чуть более 12 % респондентов. Причем учтите, что в таких голосованиях охотнее принимают участие те, у кого есть такие программы или хотя бы слышали про это. Т.е. в действительности цифры еще более «жизнеутверждающие».

Event-агентство, предлагающее услуги по социальному тимбилдингу должно владеть информацией о том, что, кому, где и как. Провайдер должен иметь или знать, где взять минимальные средства для волонтеров: те же лопаты, грабли, перчатки, саженцы деревьев, грузовик для перевозки. Мелочи? Мне так не кажется.

Западные компании научились извлекать из подобных проектов неплохие выгоды и речь идет не только о бренде и имидже работодателя и других внешних PR-выгод. Речь идет о внутрикорпоративном эффекте и для компании в целом и для сотрудников. В частности, речь идет о командообразующем эффекте, где социальный аспект может давать отличный результат сплоченности. На ваш взгляд, наш отечественный работодатель понимает это? Давайте проговорим, что дают подобные программы компании и сотрудникам

Российские компании делают пока первые шаги. Такие программы распространены больше у представительств западных компаний. Российский бизнес тоже начал внедрять программы. Но вот цифры про эффект командообразования в рамках корпоративного волонтертсва.
В нашей компании есть программа по корпоративному волонтерству, не участвую в данной программе, и не хотел бы3,99%
В нашей компании есть программа по корпоративному волонтерству, не участвую в данной программе, но хотел бы 1%
В нашей компании есть программа по корпоративному волонтерству, с удовольствием участвую в данной программе5,65%
В нашей компании есть программа по корпоративному волонтерству, участвую в принудительном порядке1,66%

Если сложить тех, кто участвует с удовольствием в программах корпоративного волонтерства, и тех, кто хотел бы участвовать (= позитивное отношение к программе), то получаем 6, 65 % от числа всех проголосовавших.

Если сложить тех, кто не участвует и не хотел бы, и тех, кто участвует в принудительном порядке (= негативное отношение), то получаем 5, 65 %.

Таким образом, только 54 % от всех сотрудников компаний, где есть программы корпоративного волонтерства, испытывают позитивное отношение к программам корпоративного волонтерства.

Даже не обращаясь к источникам исследований, скажу, что любой другой вид Тимбилдинга вызывает бОльший % симпатий.
Делаем вывод: работодатель не достигает эффекта командообразования. Если он конечно ставил себе такую задачу. Отсюда следует, что пока (?) российское корпоративное волонтерство не ставит задачи командообразования либо не научилось еще решать такую задачу. Приведите мне другие данные, с удовольствием соглашусь с обратной точкой зрения.

И в данном месте я бы расширил влияние корпоративного волонтерства на бизнес. Это не только тимбилдинг. Это и ассессмент центр, и кадровый резерв (читай не на русском: управление талантами), и программа подготовки управленцев. В отличие от любого другого вида тимбилдинга корпоративное волонтерство работает с реальными (а не игровыми, моделируемыми, создаваемыми искусственно тренерами) ситуациями, где есть конкретный результат. Оценивайте вклад каждого участника в его достижение, смотрите, кто какие качества (=компетенции проявлял). Хотите проверить подающего надежды спеца? Доверьте ему проект по корпоративному волонтерству. Доверьте заниматься проектом тем, кто в реальной работе конфликтует. Поставьте на проект новичков: адаптация пройдет быстрее.

Резюмируя: корпоративное волонтерство – это тренировочный полигон бизнеса. Не забывая при этом основную цель – приносить пользу людям и обществу. Корпоративное волонтерство – это тренировочный полигон бизнеса


На фото участники прошлогоднего мероприятия по корпоративному волонтерству, организованному при поддержке портала HRM.

P.S. Приглашаю делиться опытом по корпоративному волонтерству. С удовольствием опубликую ваши статьи по теме, окажу информподдержку вашим мероприятиям


hrm.ru

Материал размещен на сайте HRM.RU