HR-бенчмаркинг как инструмент оценки эффективности системы обучения



HR-бенчмаркинг как инструмент оценки эффективности системы обучения

Вопрос оценки эффективности отдельных HR-инструментов и HR-службы в целом, все чаще выходит на первый план в российских компаниях. Как продемонстрировать эффект от внедрения новой системы обучения? Сколько средств выделить на инвестиции в персонал? Как определить границы бюджета на тренинги? Как правило, ответ на эти вопросы напрямую зависит от способности HR-менеджера продемонстрировать эффективность текущих затрат.
В отношении некоторых HR-инструментов и мероприятий можно подсчитать прямой экономический эффект. Но такой подсчет не всегда легко осуществить. Поэтому в большинстве случаев, оптимальным решением является HR-бенчмаркинг – сравнение показателей своей компании с показателями других компаний.
В частности, можно сравнить насколько ваши затраты на персонал соответствует средним по рынку и, отталкиваясь от этих данных, решить надо ли увеличивать объем инвестиций, или необходимо задуматься об оптимизации расходов.
Одним из ключевых показателей в области обучения и развития является процентное значение затрат на обучение персонала от общих затрат на персонал (оплата труда и другие расходы). На приведенном ниже графике видно, что усредненные данные по выборке российских производственных компаний (суммарная численность персонала 150 тысяч человек) несколько ниже, чем среднее по западным компаниям, хотя и незначительно.

Рассчитайте данный показатель в вашей компании и определите, в какую сторону целесообразно скорректировать размер бюджета на обучение.
Такой расчет помогает получить ответ на первый, самый общий вопрос с объеме инвестиций. Теперь необходимо более подробно рассмотреть различные аспекты системы обучения. Объем средств, выделяемых на это направление работы с персоналом, прежде всего определяет количество обученных сотрудников. Рассмотрим еще один полезный показатель, который отражает соотношение обученных сотрудников по отношению к общей численности персонала за календарный год.


Как мы видим, усредненные данные по российским компаниям ниже, чем данные по западным, но вместе с тем, не так уж и плохи, учитывая, что на большинстве крупных производственных предприятий действует принцип повышения квалификации раз в три года. Исходя из сравнения различных компаний по этому показателю, можно проанализировать, насколько оптимально выбрана ценовая политика по работе с провайдерами, проанализировать соотношение цена/количество. Естественно, что необходимо помнить о том, что есть еще один показатель качество или польза для сотрудников.

Вопрос целесообразности или практической отдачи от вложений в персонал является одним из самых проблемных для HR-службы. Это касается не только российских компаний. По данным Mercer Consulting, проводившей опрос финансовых директоров, только 16% респондентов ответили, что информированы о том, какую отдачу приносит вложения в персонал. Впрочем, подробно о методах оценки эффективности обучения мы поговорим в следующих выпусках, а сейчас вернемся к бенчмаркам.

На одном из проектов AXES Management, руководство компании заказчика было крайне заинтересован понять, насколько эффективно используются средства выделяемые на обучение сотрудников, насколько система планирования обучения реализует потребности сотрудников, а значит, приносит пользу. Для ответа на этот вопрос, было предложено сравнение компании заказчика с другими российскими компаниями, с использованием как финансовых данных, так и данных опроса удовлетворенности персонала. Совместив данные по затратам (жесткие факторы) с данными мнения сотрудников (мягкие факторы), мы получили наглядные данные по эффективности использования средств на развитие персонала.

На приведенном графике видно, что размер средств, выделяемых на обучение, слабо коррелирует с оценкой эффективности обучения персоналом (в анкете, заполняемой сотрудниками в данном проекте, им предлагалось выбрать наиболее эффективные методы обучения) Вариантами ответа были: общение с коллегами, чтение спец. литературы, обучающие программы, наставничество и т.д.

Такой анализ помогает получить объективную картину эффективности существующей системы обучения и наметить конкретные шаги по ее оптимизации. Таким образом, можно сделать вывод, что использование HR бенчмаркинга может быть полезным для компании, являясь по сути сказочным "Свет мой зеркальце, скажи…"


Материал размещен на сайте HRM.RU