сделать домашней  добавить в избранное  карта сайта RSS
Имя 
Пароль  забыли?
Присоединяйтесь!

Новые материалы

   Названы самые высокооплачиваемые вакансии в Башкирии
   Не все профессии равны. Вчерашние школьники идут в телевизионщики и PR
   Новочебоксарские безработные граждане обучаются востребованным профессиям
   Где в Уфе заработать 100 тысяч рублей в месяц
   Сколько в среднем получают владимирские врачи?


 

Облако тегов
agile альфастрахование альфастрахования аналитика для hr apple ассессмент-центр автоматизация hr-бизнес процессов автоматизация бенчмаркинг бизнес-процессы бизнес симуляция бизнес тренинги для руководителей бизнес тренинги онлайн бизнес дистанционное обучение персонала дистанционное обучение e-learning e learning электронное обучение электронные курсы hr-аналитика hr-бренд hr-конференции hr-метрики hr-видео hr инновации исследования it josh bersin кадровый резерв карьера клиентоориентированность клиентский сервис для развития продаж клиентский сервис тренинг клиентский сервис компетенции корпоративная культура корпоративное обучение корпоративные бизнес тренинги коучинг kpi лидерство лидеры linkedin менеджмент модель компетенций мотивация персонала мотивация неформальное обучение обучение персонала обучение сотрудников предприятия обучение сотрудников обучение оценка эффективности обучения оценка персонала организационная культура персонал подбор персонала поиск работы продажи психология разработка речевых модулей для работы с претензиями рекрутеры рекрутинг рекрутмент roi рынок труда собеседование социальное обучение социальные сети стандарты клиентского сервиса стандарты обслуживания клиентов стив джобс таланты текучесть персонала тестирование тренинги по клиентскому сервису тренинги по сервису тренинги тренинг угловое преобразование фишера управление качеством обслуживая клиентов управление персоналом управление талантами управление текучестью персонала управление знаниями управление вебинары вовлеченность персонала websoft знания

все теги


События

полный список

Последние обсуждения

  09.08.2019 16:18:31
Только оригинальные СИЗ обеспечивают гарантированную защиту
  07.08.2019 12:14:48
Компания 3М опубликовала финансовые результаты II квартала 2019 года
  08.07.2019 10:12:52
Известный сайт для общения специалистов по управлению персоналом
  04.07.2019 17:29:07
3М цифровизирует программу лояльности и переводит взаимодействие с клиентами на блокчейн
  13.06.2019 14:28:30
Открытие стоматологической площадки 3M Espertise Center


Опросы
  Актуальные направления работы HR вашей организации 2017
Все опросы

HR-Блоги
Тихомирова Елена 01.08.2011 9:24:00 (Изменен 01.08.2011 9:42:01)

Только хорошее

Некоторое время назад, даже не помню как, наткнулась на статью про негативные знания. Причем хорошая такая системная статья. Вместе с ней нашла презентацию, которая кратко и емко передает основные тезисы статьи. Основная мысль такова - негативные знания зачастую и есть те самые знания, которые нам нужно передать. Потому как важно передать не то, как надо делать. Важно передать как не надо делать, и от такого обучения толку будет больше.

Автор статьи полагает, что негативные знания делают обучение более конкретным, эффективным и усиливает рефлексию и обдумывание изученнного.

В целом, если понаблюдать за собственным опытом обучения и за тем, какие вопросы задают мои слушатели на курсах, кто чаще всего это как раз и есть вопрос о том, как делать не нужно, что будет неправильно. Вебинар про типичные ошибки при разработке курсов с самым большим количеством участников тоже тому показатель.

Стоит отметить и то, что обучение негативным знаниям может быть короче, чем обучение тому, как делать нужно. Ведь в большинстве случаев моделей ошибочного поведения меньше, чем моделей правильного. А потому показав слушателю то, как не нужно делать, можно задачу обучения решить эффективнее, чем если мы будет пытаться рассказать о том, как нужно делать и показывать все модели верного поведения и действия. Если вспомнить важный момент постоянной перегрузки слушателей информацией не только из учебной среды, то подобное сокращение вроде бы только на пользу. Не везде, конечно.

Но вот в одном из июньских номеров журнала TIME темой номера становится The Science of optimism и статья Optimizm Bias. Основная идея публикации, что не смотря на то, что мы, люди, считаем себя очень рациональными, мы все равно видим в основном хорошее. Что важно для нас - так это то, что хорошее мы видим не только в общем и целом, но и при обучении.

В статье говорится, что когда мы изучаем что-то позитивное, мы скорее примеряем это на себя, скорее запоминаем. Если мы прочитаем про успех Марка Цукенберга, то запомним статью во многом потому, что уверены, что такой успех может быть и в нашей жизни. А вот публикацию про то, что количество разводов уже почти достигло 1/2 от заключенных браков, мы может и не упустим совсем (особенно если нас это каким-то образом касается лично), но уж точно не будет делать выводы о том, что это может и нас касаться. Плохие последствия мы на себя не примеряем.

Ученые доказывают (и делают это уже давно), что люди настроенные на позитивный лад меньше болеют, быстрее выздоравливают, ведут более активный образ жизни. Все мы знаем про эффект Плацебо. Главное -  верить в хорошее. А статья в TIME добавляет к этому и еще одну мысль - в силу своей массовой "позитивности" мы хуже запоминаем плохое.

Теперь получается вопрос - с одной стороны обучать негативным знаниям проще и быстрее. Их меньше и можно сократить объем передаваемой информации. Более того, в ряде случаев (местами можно сказать, что в большинстве) именно негативным знаниям и нужно научить. "Смотрите, вот так делать нельзя. Будут плохие последствия." А с другой стороны нам наука говорит о том том, что негативные знания слушатели могут просто не запомнить, в силу именно природной склонности к оптимизму.

Кстати, в той же статье в TIME приведен пример эксперимента с позитивными и негативными ожиданиями студентов, которые изучали один и тот же материал. Так вот там, где ожидания были негативные, мозг не подавал своему хозяину сигнал "Осторожно, опасность!". Вероятнее всего потому, что и так был готов к негативу, к отрицательным последствиям. Настрой мозга на позитив помогает человеку думать о хорошем и опасаться того, что что-то пойдет не так. А потому быть более внимательным и аккуратным.

Получается, что нужно искать определенное решение, которое совместит в себе и негативные знания и позитив. Потому как сделав курс, в котором будет один негатив - опасно. Сделать курс только из позитивной информации - ее может быть и слишком много и она может не передать то, что действительно требуется. Нужна история. История по делу, по сути обучения. Она будет позитивной, с хорошим началом и хорошим концом (обязательно). А внутри - и негативные знания в том числе. Получится - сказ о том, как будет хорошо, если не делать так-то и так.

В общем - главное не грустить, но и правде в глаза тоже посматривать. 


Метки данной записи: негативные знания обучение знания управление знаниями

Комментарии

Для того, чтобы размещать статьи в Блоге, Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться или

Share |

 


О проекте      Реклама       Подписка       Контакты       Rambler's Top100 Яндекс цитирования ©2000-2011, HRM