Телеком делает новый шаг / Блоги на HRM.RU
 сделать домашней  добавить в избранное  карта сайта RSS
Имя 
Пароль  забыли?
Присоединяйтесь!

Новые материалы

   Названы самые высокооплачиваемые вакансии в Башкирии
   Не все профессии равны. Вчерашние школьники идут в телевизионщики и PR
   Новочебоксарские безработные граждане обучаются востребованным профессиям
   Где в Уфе заработать 100 тысяч рублей в месяц
   Сколько в среднем получают владимирские врачи?


 

Облако тегов
agile альфастрахование альфастрахования аналитика для hr apple ассессмент-центр автоматизация hr-бизнес процессов автоматизация бенчмаркинг бизнес-процессы бизнес симуляция бизнес тренинги для руководителей бизнес тренинги онлайн бизнес дистанционное обучение персонала дистанционное обучение e-learning e learning электронное обучение электронные курсы hr-аналитика hr-бренд hr-конференции hr-метрики hr-видео hr инновации исследования it josh bersin кадровый резерв карьера клиентоориентированность клиентский сервис для развития продаж клиентский сервис тренинг клиентский сервис компетенции корпоративная культура корпоративное обучение корпоративные бизнес тренинги коучинг kpi лидерство лидеры linkedin менеджмент модель компетенций мотивация персонала мотивация неформальное обучение обучение персонала обучение сотрудников предприятия обучение сотрудников обучение оценка эффективности обучения оценка персонала организационная культура персонал подбор персонала поиск работы продажи психология разработка речевых модулей для работы с претензиями рекрутеры рекрутинг рекрутмент roi рынок труда собеседование социальное обучение социальные сети стандарты клиентского сервиса стандарты обслуживания клиентов стив джобс таланты текучесть персонала тестирование тренинги по клиентскому сервису тренинги по сервису тренинги тренинг угловое преобразование фишера управление качеством обслуживая клиентов управление персоналом управление талантами управление текучестью персонала управление знаниями управление вебинары вовлеченность персонала websoft знания

все теги


События

полный список

Последние обсуждения

  09.08.2019 16:18:31
Только оригинальные СИЗ обеспечивают гарантированную защиту
  07.08.2019 12:14:48
Компания 3М опубликовала финансовые результаты II квартала 2019 года
  08.07.2019 10:12:52
Известный сайт для общения специалистов по управлению персоналом
  04.07.2019 17:29:07
3М цифровизирует программу лояльности и переводит взаимодействие с клиентами на блокчейн
  13.06.2019 14:28:30
Открытие стоматологической площадки 3M Espertise Center


Опросы
  Актуальные направления работы HR вашей организации 2017
Все опросы

HR-Блоги
Марина Шишкина 08.08.2013 19:54:13

Телеком делает новый шаг

(Павел Одинец, специалист по подбору персонала кадрового центра «ЮНИТИ»)

Возрождения спроса на инженерные специальности в начале 2013 года не последовало. По словам экспертов кадрового центра «ЮНИТИ», причина сокращения востребованности квалифицированного технического персонала, ставшего одним из наиболее заметных трендов отечественного кадрового рынка Telecom в 2012 году, кроется в переходе отрасли на новый этап развития.

 

 

            Строили, строили и, наконец, построили

             

            Как замечает Вера Анисцына, руководитель группы подбора персонала кадрового центра «ЮНИТИ» (направление IT/Telecom), причиной сворачивания рынка стала политика операторов мобильной связи. Только один из игроков большой тройки практически в одночасье сократил шесть тысяч единиц инженерно-технического персонала в прошлом году. В этом ряды высвободившихся специалистов могут значительно пополниться: в частности, если приобретённый ВТБ Tele2 всё-таки перейдёт под контроль одного из операторов, то процесс поглощения, как показывает практика, будет сопровождаться сокращениями.  

            Надо заметить, что в отличие от ситуации с финансовым положением Tele2 большинство увольнений не имеет под собой экономического обоснования. Не ждут работодатели новой волны кризиса – просто перешли на новый этап развития.              &n bsp;     Действительно, последние годы сотовые операторы жили в постоянной гонке: завоёвывались очередные территории, росло число вышек, множились сети. Рост подкреплялся стабильным потребительским спросом и требовал, соответственно, новых и новых рабочих рук и, безусловно, умов. «Умов» квалифицированных, опытных, креативных. Способных неустанно изобретать и оптимизировать изобретённое ранее. Казалось, этап бурного развития отрасли, вопреки всем законам экономики, не закончится никогда. Даже мировая финансовая нестабильность 2009 года не оставила на теле рынка телекоммуникаций кризисных рубцов. Но как-то незаметно фаза подъёма естественным путём сошла на «нет»: мачты и башни наконец установили; сети добрались до самых удалённых уголков страны; оборудование настроили и отладили.

            «Времена больших строек заканчиваются, последним крупным витком я бы назвал переход на 3G, – соглашается Анатолий Гавлик, инженер отдела эксплуатации сотовых сетей ЗАО «БайкалВестКом», дочерней компании ОАО «Ростелеком». – Те же проекты развёртывания 4G (LTE) по масштабности работ уже не станут глобальными, тем более что развивать его будут только в крупных городах (периферия так и останется на 3G). Дело в том, что в своё время операторы массово перешли на оптические линии связи, обеспечив себе большой запас на перспективу. Поэтому, даже когда изобретут 5G или 6G, замене будет подлежать только оборудование базовой станции, а не транспортной сети (сети передачи трафика от базовой станции к центральному узлу)».

 

 

            Причин больше – инженеров меньше

            По словам эксперта «ЮНИТИ», обслуживание и поддержка имеющихся технических активов требуют гораздо меньших человеческих ресурсов, нежели разработка производственной базы «с нуля», а следовательно, потребность в инженерах резко сократилась «Часть технического персонала, несомненно, сохранится, однако не всегда на лучших условиях, – продолжает Вера Анисцына. – Отсутствие задач, связанных с внедрением новых разработок, установкой и отладкой оборудования, приведёт к сокращению штата специалистов среднего звена. Работодателю не имеет смысла держать высококвалифицированный персонал для выполнения ежедневного решения узких однотипных задач по эксплуатации. Соответственно, затраты на оплату труда тоже будут оптимизировать». Да и сами инженеры, для которых сложные интересные задачи нередко являются главным стимулом профессионального развития, по словам эксперта, скорее всего, предпочтут поменять место работы по собственной воле.

             Подтверждает мнение об упрощении функционала и Анатолий Гавлик. По его словам, вся эксплуатация в ближайшее время будет сводиться к замене неисправных блоков и отправке их вендору, ведь оборудование у операторов связи, как правило, унифицируется в рамках линейки одного производителя. «С этими задачами вполне можно справиться и без высшего образования. Более того, с учётом высокой скорости выпуска вендорами нового «железа» тратить силы и средства на текущее техническое обслуживание становится бессмысленным. Многие операторы считают, что оборудование и так без сбоев проработает 3-5 лет – достаточно стирать пыль с контактов, смазывать вентиляторы и т.п. Потом придёт «новое», а имеющееся можно будет со спокойной совестью списывать», – рассказывает эксперт. 

При этом он замечает, что уже сейчас операторам порой приходится заменять оборудование, по которому ещё не закончились амортизационные отчисления. Подобная практика подталкивает компании довольствоваться минимумом персонала, а для решения глобальных технических проблем привлекать непосредственно вендоров. «В таких бесперспективных для своего профессионального роста условиях оставшиеся высококлассные специалисты просто не выдержат и покинут телеком», – резюмирует Анатолий Гавлик.

            Тому, что численность штата инженеров сотовой связи в подразделениях, занимающихся монтажом и эксплуатацией телекоммуникационного оборудования, меняется в меньшую сторону, способствует и ещё один значимый фактор. «Сегодня среди крупных игроков телекоммуникационного рынка наблюдается тенденция выведения ряда функций на аутсорсинг другим провайдерам на основании договора о комплексном техническом обслуживании, – комментирует Ольга Игошкина, директор по связям с общественностью Кавказского филиала ОАО «МегаФон». – Таким образом, мы планируем пересмотреть состав некоторых подразделений, в частности тех, которые занимаются монтажом и эксплуатацией телекоммуникационного оборудования». 

 

Куда пойдут

           

Высвободившиеся инженеры вынуждены искать новое место для применения своих знаний и опыта. По словам Веры Анисцыной, «сливки» телекома способны закрепиться именно в штате вендоров, несмотря на расхожее мнение, что «там и своих хватает». Тенденция передачи обслуживания оборудования операторами на аутсорсинг в определённой степени повысит востребованность кандидатов в данном секторе.

Безусловно, вендоры не способны «переварить» весь поток специалистов, но им будут интересны те из них, кто занимал руководящие позиции, в частности – экс-директора по эксплуатации, которые обладают доскональными знаниями организации внутренних процессов в компании-операторе. Однако для вендоров обязательным требованием к кандидату является хорошее знание английского языка, поскольку работа предполагает постоянное общение с иностранными коллегами. Эксперт «ЮНИТИ» замечает, что эти предложения не обещают кандидатам повышения дохода, и в зависимости от региона будут соответствовать уровню их оплаты труда у оператора – 150-250 тысяч рублей. Однако специалисты крайне заинтересованы в подобном переходе, поскольку им он обещает более высокий статус в профессиональном сообществе, в том числе за счёт опыта работы в международной компании.

Остальные же инженеры, скорее всего, столкнутся с необходимостью менять сферу деятельности. «Логично, что в первую очередь технические специалисты обратят своё внимание на смежные отрасли, – прогнозирует Вера Анисцына. – Самая близкая сфера – это информационные технологии. IT-департаменты в банковском секторе, промышленности, строительстве, энергетике – это именно те подразделения, где объёмы, сложность и уникальность задач в принципе соизмеримы с потенциалом вчерашних телекомовцев По оценкам экспертов, подобный сценарий развития поможет сократить имеющуюся нехватку IT-специалистов до 10%».

            Простившись с телекомом, кстати, инженеры имеют возможность выиграть в заработной плате. Так, по информации КЦ «ЮНИТИ», средняя заработная плата московского инженера телекоммуникаций составляет 60-80 тысяч рублей. В то время как IT-специалисты зарабатывают в столице от 80 до 100 тысяч рублей.

            Наибольшее число заявок на IT-персонал поступило, по итогам 2012 года, именно из финансового сектора – более двух третей от общего количества. Хотя многие вчерашние инженеры телекома предпочли бы продолжить свою карьеру скорее под крышей промышленных предприятий. Но рекрутинговые аппетиты последних пока весьма скромны. В силу низкого уровня российского промышленного производства в целом.

 

 

            Не спешите нас хоронить: тенденция – только тенденция

Несмотря на то, что для некоторых специалистов эра телекома заканчивается, для всей отрасли сегодня наступает новый этап развития. По словам министра связи и массовых коммуникаций РФ Николая Никифорова, отрасли уже есть чем гордиться – её вклад в валовый внутренний продукт составляет сегодня порядка 2%. «Россия сегодня – № 1 на рынке Европы с точки зрения количества интернет-пользователей. В то же время не очень известный факт, но мы уже страна № 4 в мире по количеству пользователей сетей четвёртого поколения (4G), и здесь наблюдается достаточно серьёзная динамика роста», – сообщил министр в одном из своих выступлений. Также, по его словам, были приняты важные решения по началу масштабной конверсии радиочастотного спектра, операторы сегодня активно эту тему разрабатывают. 

            Прогнозы на далёкую перспективу также вполне позитивны. Так, по данным аналитического агентства iKS-Consulting, к 2016 году отечественный рынок телекома вырастет на 18% по сравнению с 2012 годом и составит примерно 1,8 трлн. рублей. «Наша сфера интенсивно развивается: меняются стандарты сотовой связи, осуществляется выход в новые сегменты бизнеса: например, предоставление услуг фиксированной связи, – подтверждает тенденцию Ольга Игошкина, замечая, что она, в свою очередь, находит отражение и в кадровой политике компании: – В нашей компании успешно действует широкий ряд как собственных HR-программ обучения, развития и перепрофилирования специалистов, включая стажировки, так и программ, разработанных под наш запрос внешними провайдерами».

            Рассказывает о прогрессе в отрасли и пресс-секретарь ОАО «Мобильные ТелеСистемы» Ирина Агаркова, замечая, что в компании он работает и на удержание кадров: «У нас действует система привлечения новаторских инициатив «Фабрика идей». Среди реализованных в рамках проекта предложений порядка 45% приходится на технические решения. Компания демонстрирует ценность специалистов, которые обладают инновационным мышлением, генерируют прорывные идеи, умеют выходить за рамки шаблонов, реализуя амбициозные проекты и решая сложные задачи. При этом компания создаёт условия для создания новых продуктов, сервисов и ПО, ориентированных на собственный бизнес». По словам эксперта, с момента запуска проекта (2008 год) прямой экономический эффект от внедрения инициатив превысил 44 млн. долларов.  

 

Итак, этап развертывания сетей подходит к концу. И хотя в нашей стране «больших расстояний» на этот шаг потребовалось больше времени, чем на Западе, будем надеяться, что оно компенсируется стремительным переходом к интенсивному периоду развития. Возможно, свою лепту внесут как раз высвободившиеся специалисты, если, конечно, компании сумеют грамотно построить систему профпереориентации. Ведь в прогрессе главное не скорость, а направление.

Прикрепленный файл: лого.jpg



Комментарии

Для того, чтобы размещать статьи в Блоге, Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться или

Share |

 


О проекте      Реклама       Подписка       Контакты       Rambler's Top100 Яндекс цитирования ©2000-2011, HRM