Специфика тренинга для IT мозгов / Блоги на HRM.RU
 сделать домашней  добавить в избранное  карта сайта RSS
Имя 
Пароль  забыли?
Присоединяйтесь!

Новые материалы

   Названы самые высокооплачиваемые вакансии в Башкирии
   Не все профессии равны. Вчерашние школьники идут в телевизионщики и PR
   Новочебоксарские безработные граждане обучаются востребованным профессиям
   Где в Уфе заработать 100 тысяч рублей в месяц
   Сколько в среднем получают владимирские врачи?


 

Облако тегов
agile альфастрахование альфастрахования аналитика для hr apple ассессмент-центр автоматизация hr-бизнес процессов автоматизация бенчмаркинг бизнес-процессы бизнес симуляция бизнес тренинги для руководителей бизнес тренинги онлайн бизнес дистанционное обучение персонала дистанционное обучение e-learning e learning электронное обучение электронные курсы hr-аналитика hr-бренд hr-конференции hr-метрики hr-видео hr инновации исследования it josh bersin кадровый резерв карьера клиентоориентированность клиентский сервис для развития продаж клиентский сервис тренинг клиентский сервис компетенции корпоративная культура корпоративное обучение корпоративные бизнес тренинги коучинг kpi лидерство лидеры linkedin менеджмент модель компетенций мотивация персонала мотивация неформальное обучение обучение персонала обучение сотрудников предприятия обучение сотрудников обучение оценка эффективности обучения оценка персонала организационная культура персонал подбор персонала поиск работы продажи психология разработка речевых модулей для работы с претензиями рекрутеры рекрутинг рекрутмент roi рынок труда собеседование социальное обучение социальные сети стандарты клиентского сервиса стандарты обслуживания клиентов стив джобс таланты текучесть персонала тестирование тренинги по клиентскому сервису тренинги по сервису тренинги тренинг угловое преобразование фишера управление качеством обслуживая клиентов управление персоналом управление талантами управление текучестью персонала управление знаниями управление вебинары вовлеченность персонала websoft знания

все теги


События

полный список

Последние обсуждения

  24.08.2019 14:36:18
Научные эксперименты, продуктовые тесты и мировые технологии для молодых профессионалов
  09.08.2019 16:18:31
Только оригинальные СИЗ обеспечивают гарантированную защиту
  07.08.2019 12:14:48
Компания 3М опубликовала финансовые результаты II квартала 2019 года
  08.07.2019 10:12:52
Известный сайт для общения специалистов по управлению персоналом
  04.07.2019 17:29:07
3М цифровизирует программу лояльности и переводит взаимодействие с клиентами на блокчейн


Опросы
  Актуальные направления работы HR вашей организации 2017
Все опросы

HR-Блоги
Евсеева Екатерина 21.11.2011 15:21:51 (Изменен 25.11.2011 22:48:00)

Специфика тренинга для IT мозгов

Каждый тренер знает, что обучение взрослого человека отличается от обучения ребенка. И практически любой из тренеров догадывается, что обучение айтишников отличается от обучения взрослого человека. Но среди догадок есть как имеющие под собой основание и практическую ценность вещи, так и в корне неверные установки.

ITMozg,  job-портал для IT специалистов и разыскивающих их HR’ов, опросил тренеров, работающих с первыми на предмет советов тем тренерам, которым  подобная работа еще предстоит, и тем менеджерам, которые с этим сталкиваются, но понять что с группой не так  (ведь по их мнению, именно с группой что-то не так), не могут.

Как отметило большинство экспертов, специфика обучения IT специалистов основана на том, что тренеры имеют дело с ОЧЕНЬ интеллектуальной аудиторией, и это является основным и чуть ли не единственным отличием данной аудитории от многих других. На практике же данное отличие означает многое. Так, группа легко схватывает материал и идеи, но только в том случае, если во-первых, он  логичен и структурирован и, во-вторых,  если он действительно им нужен  для деятельности. Соответственно, большие блоки тренинга должны быть посвящены тому, чтобы познать собственные несовершенства и неэффективность в конкретных моментах (иначе говоря, лабилизации) и упражнениям по осознанию того,  почему преподносимая технология нужна в повседневной практике. Если тренер не донесет до группы зачем это нужно, то нарабатывать навыки никто из нее не будет. При этом сами упражнения на наработку навыков проходят  быстро и легко, потому что в силу склада ума и характера IT специалисты легко схватывают и адаптируют навыки и техники под себя, свой стиль работы и взаимодействия. Так, Алена Алешина, тренер компании «Экватор», обучавшая DataArt, Unison Technologies и других, отмечает: «Если смысл какой-то техники непонятен, айтишники не будут тратить свои силы и энергию на то, чтобы проверять ее на практике. Зато их знаменитая техничность и структурированность ведет к тому, что они очень быстро нарабатывают навыки, потому что они все время держат в памяти, что им необходимо опробовать и применить».

Поэтому, если в стандартном тренинге сначала идет небольшое упражнение на лаблизацию, а после него упражнения на наработку навыка, во время которого участники, само собой, что-то уточняют и переспрашивают, а тренер поясняет и поправляет, то тренинг для IT специалистов надо модифицировать в сторону увеличения количества времени на лабилизацию и снижения времени на отработку, потому что уточняющих вопросов и вопросов, чтобы «догнать» будет значительно меньше. Для опытных тренеров писать о том, что лабилизация должна быть эффективной и переворачивать (по-хорошему, а не травмируя) сложившуюся картину мира, смысла не имеет. Но тех, кто этому принципу не следуют, надо предупредить, что с такой аудиторией как специалисты сферы IT  трудности во взаимопонимании и эффективности проведения рабочего времени тренинга возникнут точно.

IT-специалистам важно пространство для раздумий, то есть представление материала в четких схемах, графиках и чертижах. Поэтому раздаточных материалов и работы с флип-чартом должно быть больше, чем в тренинге для иной аудитории. Более того, выходит, что одно из тренинговых допущений, гласящее, что тренер не обязан глубоко разбираться в теме тренинга, здесь также не действует: иначе вряд ли группа получит внятное наглядное сопровождение к проговариваемому. Даже вещи, связанные с эмоциями, необходимо объяснять схемами и как можно проще.

По словам Алены Новоселовой, заместителя руководителя отделом персонала компании «Яндекс.Деньги», очень часто происходит так, что первый день тренинга группа и тренер «меряются умами», а уже потом начинается работа. И чтобы такого не происходило, надо, как ни странно, взаимодействовать с группой как с детьми: побольше рисовать (то есть чертить на флип-чарте), раздавать картинки (то есть схемы) и избегать непонятных слов ( то есть поменьше умничать).

При этом вопреки распространенному стереотипу о том, что айтишники не умеют общаться или делают это каким-то своим странным способом,  это в большинстве своем обаятельные и общительные люди (большинство из которых без бороды и крошек чипсов в ней), которые учатся с удовольствием. Поэтому после грамотной адаптации тренинга под них, обучать их также становится удовольствием. Так что успешной вам работы, коллеги! Smile


Метки данной записи: it тренинги обучение

Комментарии
Бабушкин Эдуард 21.11.2011 17:56:11 (Изменен 22.11.2011 12:44:27)

Екатерина, а вы считаете, что айтишник должен быть интеллектуально лабильным?)

Ратушная Елена Вячеславовна 23.11.2011 12:59:14

Адаптировать тренинговые программы необходимо всегда! И тренинги продаж, и управленческие и др.

Если рассказывать менеджеру по продажам технику, в применении которой он не видит смысла, он тоже не будет ее использовать, перейдя на тренинге в группу, так называемых "сложных участников". Конечно, необходима подготовка тренера к обучению той или иной группы! У каждой компании (даже из одной сферы) свои запросы, своя специфика.

Дело в профессионализме тренера, а не в том, что IT специалисты какие-то особенно требовательные, "...специфика обучения IT специалистов основана на том, что тренеры имеют дело с ОЧЕНЬ интеллектуальной аудиторией...", разве CEO менее интеллектуальны? "... надо, как ни странно, взаимодействовать с группой как с детьми: побольше рисовать (то есть чертить на флип-чарте), раздавать картинки (то есть схемы) и избегать непонятных слов ( то есть поменьше умничать)..." - а со всеми остальными категориями специалистов нужно строить из себя инопланетянина? Говорить на понятных только себе терминах, перескакивать с мысли на мысль и вместо схем давать текст на 30 страниц, разделенный исключительно на абзацы?

Евсеева Екатерина 23.11.2011 13:28:05

Елена, судя по мнению экспертов (мы опросили по 20 внутренних и внешних HR'ов и тренеров, работающих c айтишниками), IT-специалисты, действительно, особенно требовательные. 

И одно из требований - специфичекая адаптация тренинга. В данной публикации описано то, как адаптировать тренинг под айтишников

CEO, обработка запроса, специфика компании, инопланетяне и т.д. - это темы для иных публикаций.

Ратушная Елена Вячеславовна 23.11.2011 14:05:58

Екатерина, я как раз и пишу в защиту специфической адаптации.

Но если резюмировать, из статьи получается, что адаптация тренинга для IT-специалистов заключается в:

1. "и группа легко схватывает материал и идеи, но только в том случае, если во-первых, он  логичен и структурирован и, во-вторых,  если он действительно им нужен  для деятельности". 

2 "большие блоки тренинга должны быть посвящены тому, чтобы познать собственные несовершенства и неэффективность в конкретных моментах (иначе говоря, лабилизации) и упражнениям по осознанию того,  почему преподносимая технология нужна в повседневной практике".

3. "IT-специалистам важно пространство для раздумий, то есть представление материала в четких схемах, графиках и чертижах. Поэтому раздаточных материалов и работы с флип-чартом должно быть больше, чем в тренинге для иной аудитории". 

4. "тренер не обязан глубоко разбираться в теме тренинга, здесь также не действует: иначе вряд ли группа получит внятное наглядное сопровождение к проговариваемому. Даже вещи, связанные с эмоциями, необходимо объяснять схемами и как можно проще".

5."первый день тренинга группа и тренер «меряются умами», а уже потом начинается работа. И чтобы такого не происходило, надо, как ни странно, взаимодействовать с группой как с детьми: побольше рисовать (то есть чертить на флип-чарте), раздавать картинки (то есть схемы) и избегать непонятных слов ( то есть поменьше умничать)".

Попробуйте прочитать эти пункты представляя себе подготовку к тренингу по продажам в продвинутой группе или к тренингу для руководителей с опытом работы...

Если я прихожу на тренинг, в котором:

1.материал не очень структурирован и логичен;

2.мне, как мне кажется, дают техники, которые не работают и не имеют ничего общего с моей практикой;

3.мне постоянно что-то говорят-говорят, или просят писать, не давая схем, блоков, резюме, внятых наглядных примеров;

4. подавая материал ссылаются на отдаленные примеры, потому что не позаботились подобрать из моей актуальной практики; 

5. ведут себя как "истина в последней инстанции" (это я про меряются умами), вместо того, чтобы подать материал так, чтобы он был ясен и понятен, без лишних замудрствований и непонятных терминов, для поднятия собственного аторитета, а не для того, чтобы человека научить...

 

то я врядли буду довольна и вынесу из него много полезного, что стану еще и применять на практике. Но, я не IT специалист, а Вы?

Поэтому, мне кажется, в данной статье речь идет все-таки о хорошей, качественной подготовке и профессионализме тренера в работе с разными специалистами, не только с IT.

Ратушная Елена Вячеславовна 23.11.2011 14:11:17

Екатерина, я как раз и пишу в защиту специфической адаптации.

Но если резюмировать, из статьи получается, что адаптация тренинга для IT-специалистов заключается в:

1. "и группа легко схватывает материал и идеи, но только в том случае, если во-первых, он  логичен и структурирован и, во-вторых,  если он действительно им нужен  для деятельности". 

2 "большие блоки тренинга должны быть посвящены тому, чтобы познать собственные несовершенства и неэффективность в конкретных моментах (иначе говоря, лабилизации) и упражнениям по осознанию того,  почему преподносимая технология нужна в повседневной практике".

3. "IT-специалистам важно пространство для раздумий, то есть представление материала в четких схемах, графиках и чертижах. Поэтому раздаточных материалов и работы с флип-чартом должно быть больше, чем в тренинге для иной аудитории". 

4. "тренер не обязан глубоко разбираться в теме тренинга, здесь также не действует: иначе вряд ли группа получит внятное наглядное сопровождение к проговариваемому. Даже вещи, связанные с эмоциями, необходимо объяснять схемами и как можно проще".

5."первый день тренинга группа и тренер «меряются умами», а уже потом начинается работа. И чтобы такого не происходило, надо, как ни странно, взаимодействовать с группой как с детьми: побольше рисовать (то есть чертить на флип-чарте), раздавать картинки (то есть схемы) и избегать непонятных слов ( то есть поменьше умничать)".

Попробуйте прочитать эти пункты представляя себе подготовку к тренингу по продажам в продвинутой группе или к тренингу для руководителей с опытом работы...

Если я прихожу на тренинг, в котором:

1.материал не очень структурирован и логичен;

2.мне, как мне кажется, дают техники, которые не работают и не имеют ничего общего с моей практикой;

3.мне постоянно что-то говорят-говорят, или просят писать, не давая схем, блоков, резюме, внятых наглядных примеров;

4. подавая материал ссылаются на отдаленные примеры, потому что не позаботились подобрать из моей актуальной практики; 

5. ведут себя как "истина в последней инстанции" (это я про меряются умами), вместо того, чтобы подать материал так, чтобы он был ясен и понятен, без лишних замудрствований и непонятных терминов, для поднятия собственного аторитета, а не для того, чтобы человека научить...

 

то я врядли буду довольна и вынесу из него много полезного, что стану еще и применять на практике. Но, я не IT специалист, а Вы?

Поэтому, мне кажется, в данной статье речь идет все-таки о хорошей, качественной подготовке и профессионализме тренера в работе с разными специалистами, не только с IT.

Евсеева Екатерина 23.11.2011 15:04:52 (Изменен 24.11.2011 9:27:08)

Елена, вынести полезное и применять на практике - это только одна из многих целей, для которой может проводиться тренинг (как бы странно, на первый взгляд, это не звучало).  Ведь довольно часто цель тренинга это "протащиться" от того, какой звездный тренер его ведет, и как круто он это делает, дать сотрудникам отдохнуть, дополнительно их замотивировать и многое другое.

Поэтому, если мы с Вами захотим вынести после тренинга N навыков и X полезных моментов, то да - список, выявленных Вами пунктов, критично важен. Если цель будет другая, то и пункты будут другими.

А вот для IT-специалистов данные пункты критичны в любом тренинге, вне зависимости от его цели.

Если данную статью вы видете, с точки зрения "качественной подготовки и профессионализма тренера в работе с разными специальностями", то это, в том числе, к тому что каждый из нас воспринимает мир через свои фильтры и установки ) Я, например, информацию через IT-фильтр пропускаю ) 

Для того, чтобы размещать статьи в Блоге, Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться или

Share |

 


О проекте      Реклама       Подписка       Контакты       Rambler's Top100 Яндекс цитирования ©2000-2011, HRM