Расцвет неформального обучения / Блоги на HRM.RU
 сделать домашней  добавить в избранное  карта сайта RSS
Имя 
Пароль  забыли?
Присоединяйтесь!

Новые материалы

   Названы самые высокооплачиваемые вакансии в Башкирии
   Не все профессии равны. Вчерашние школьники идут в телевизионщики и PR
   Новочебоксарские безработные граждане обучаются востребованным профессиям
   Где в Уфе заработать 100 тысяч рублей в месяц
   Сколько в среднем получают владимирские врачи?


 

Облако тегов
agile альфастрахование альфастрахования аналитика для hr apple ассессмент-центр автоматизация hr-бизнес процессов автоматизация бенчмаркинг бизнес-процессы бизнес симуляция бизнес тренинги для руководителей бизнес тренинги онлайн бизнес дистанционное обучение персонала дистанционное обучение e-learning e learning электронное обучение электронные курсы hr-аналитика hr-бренд hr-конференции hr-метрики hr-видео hr инновации исследования it josh bersin кадровый резерв карьера клиентоориентированность клиентский сервис для развития продаж клиентский сервис тренинг клиентский сервис компетенции корпоративная культура корпоративное обучение корпоративные бизнес тренинги коучинг kpi лидерство лидеры linkedin менеджмент модель компетенций мотивация персонала мотивация неформальное обучение обучение персонала обучение сотрудников предприятия обучение сотрудников обучение оценка эффективности обучения оценка персонала организационная культура персонал подбор персонала поиск работы продажи психология разработка речевых модулей для работы с претензиями рекрутеры рекрутинг рекрутмент roi рынок труда собеседование социальное обучение социальные сети стандарты клиентского сервиса стандарты обслуживания клиентов стив джобс таланты текучесть персонала тестирование тренинги по клиентскому сервису тренинги по сервису тренинги тренинг угловое преобразование фишера управление качеством обслуживая клиентов управление персоналом управление талантами управление текучестью персонала управление знаниями управление вебинары вовлеченность персонала websoft знания

все теги


События

полный список

Последние обсуждения

  24.08.2019 14:36:18
Научные эксперименты, продуктовые тесты и мировые технологии для молодых профессионалов
  09.08.2019 16:18:31
Только оригинальные СИЗ обеспечивают гарантированную защиту
  07.08.2019 12:14:48
Компания 3М опубликовала финансовые результаты II квартала 2019 года
  08.07.2019 10:12:52
Известный сайт для общения специалистов по управлению персоналом
  04.07.2019 17:29:07
3М цифровизирует программу лояльности и переводит взаимодействие с клиентами на блокчейн


Опросы
  Актуальные направления работы HR вашей организации 2017
Все опросы

HR-Блоги
Духнич Юрий Игоревич 17.09.2011 13:16:59 (Изменен 17.09.2011 15:31:41)

Расцвет неформального обучения

Дальновидные компании хорошо понимают: хотя формальное корпоративное обучение остается неотъемлемой частью развития персонала, но и неформальное обучение уже обрело не меньшую, а то и большую, важность. Бизнес сегодня необычайно интенсивен, и компании встраивают неформальное обучение в свою методологию развития, понимая, что чем лучше информированы и обучены сотрудники, чем более своевременную и уместную поддержку они получают, тем конкурентоспособнее становится сам бизнес.

Если организация хочет обрести конкурентное преимущество через развитие персонала, ей следует включить неформальное обучение в общую стратегию обучения и в соответствующие системы. На сегодняшний день дело не только в том, что отдельные сотрудники по-разному общаются, работают и учатся; проблема осложняется тем, что весь персонал многих организаций становится все более мобильным и неуклонно расширяет свою географию.

Традиционное – формальное – обучение, как правило, исповедует вертикальный подход, когда сотрудники обучаются сверху вниз; неформальное же представляет собой процесс, ход которого по большей части определяют сами пользователи, делясь друг с другом знаниями и идеями так и тогда, как чувствуют в этом потребность.

Электронное обучение как предтеча неформального

С развитием технологий неформальное обучение стало гораздо проще и эффективнее для внедрения, а появление электронного обучения вдохновило многие компании на отход от традиционного очного обучения.

Электронное обучение по сути своей представляет передачу знаний и умений с помощью компьютеров и сетей. Информация может поставляться через Интернет или по внутренним сетям, по спутниковому телевидению, на CD и DVD носителях, и при этом предназначаться для самостоятельного изучения или же подразумевать поддержку преподавателя.

E-learning предоставило компаниям возможность распространять качественное и надежное обучение по всему предприятию, предлагать сотрудникам повсеместный и ежечасный доступ к учебным и развивающим ресурсам – но все же оно скорее воспринимается, как дополнительная возможность для классного, формального обучения. Мы ничуть не имеем в виду, что последнее не имеет особенной ценности. Формальное обучение, будь оно очным или электронным, остается популярным в подготовке новых, равно как и опытных, сотрудников. Оно дает им необходимые для работы и получения запланированных результатов знания, умения и компетенции.

Так зачем нам неформальное обучение?

В контексте корпоративного обучения термином «неформальное обучение» описывают множество разных форм обучения, которые протекают независимо от программ под руководством преподавателей, в том числе чтение литературы, самообучение, материалы и системы в поддержку эффективности, коучинг, сообщества практиков и экспертов.

Вот некоторые характеристики неформального обучения:

•   Оно, как правило, проходит вне образовательный учреждений, включая в их число и отделы корпоративного обучения.
•    Оно обычно не следует установленному расписанию, часто завязывается внезапно и происходит от случая к случаю, по необходимости или в связи с какими-то событиями.
•    Опыт неформального обучения напрямую связан с содержанием и течением повседневной жизни и работы.

Прибегнув к неформальному обучению – что подразумевает и внедрение социальных проектов и сетей, инструментов для совместной работы – организация получает множество различных преимуществ:

1.   Рост инноваций. Неформальное обучение предоставляет сотрудникам платформу для общения с экспертами, обмена знаниями по ключевым вопросам и темам. Контент здесь может быть не только социальным, но и создаваться под конкретную цель, будь то адаптация новичков, запуск нового продукта или создание проектной команды. Информацией могут управлять сами конечные пользователи, что сделает ее более релевантной и применимой в работе.
2.    Рост продуктивности. Неформальное обучение помогает поднять эффективность и продуктивность работы, ведь пользователи получают больший контроль над информацией. С возможностью быстро получать ответы на свои вопросы, совместно работать над документами, обсуждать лучшие практики и общаться с экспертами, пользователи быстро получают все необходимое, а значит, могут работать лучше.
3.   Усиление и удешевление обмена знаниями. Сегодня, когда все стремятся достичь большего, потратив поменьше, сотрудникам приходится выполнять самые разные роли, а это требует дополнительного обучения и развития. Неформальное обучение поможет быстро и целенаправленно перенести результаты обучения в работу и облегчит совместную работу над проектами.

Отделы корпоративного обучения ищут способы эффективной межфункциональной подготовки сотрудников, а неформальное обучение может стать в этом ценнейшей альтернативой традиционному. Не говоря уже о преимуществах для бизнеса, сами работники очень ценить те возможности для личностного и профессионального роста, которые благодаря неформальному обучению и типичным для него инструментам – мгновенным мессенджерам, группам электронного обучения, экспертным сообществам, сетям коучинга и наставничества,   учебным порталам и тематическим чатам – привносятся в их жизнь и работу.

Совместная работа ведет к компетентности

Сейчас главными посредниками неформального обучения стали социальные сети и проекты. Это может быть Facebook, блоги, порталы, любые другие приложения Web 2.0 – неформальное обучение и совместная работа коллег бурным цветом цветут во всех сетях знаний, часто не имеющих отношения ни к какой формальной организационной иерархии.

Примером неформальной передачи знаний может быть общение в мессенджерах, беседы по телефону, живые встречи специалистов по продажам при запуске нового продукта, чаты, заранее назначенные веб-собрания, общение с наставником – да даже случайный разговор в обеденный перерыв.

Общее здесь в том, что люди начинают спонтанное общение – вместо структурированного формального обучения. Сотрудники здесь общаются непосредственно с экспертом вместо учебных материалов, не просто воспринимают новую информацию, но учатся в действии.

Работодатели и директора по обучению много обсуждали, как предоставить работникам всё, что им нужно и тогда, когда нужно. Формальное обучение уже не всегда с этим справляется, ведь и рынок, и бизнес меняются очень быстро. Распространение Интернета дало им эту возможность – сотрудники получают нужную им информацию и сразу же применяют ее в работе.

Отследить и измерить неформальное обучение – не оксюморон ли?

Если попытаться отслеживать и контролировать неформальное обучение так же, как организация делает это с формальным, под угрозой оказывается спонтанность и непринужденность. Но как же тогда узнать, действительно ли неформальное обучение представляет для организации ценность? В нынешней среде, всецело ориентированной на результат, балом правят изменения. Наивно полагать, что неформальное обучение это не затронет – бизнес- эффект и показатель возврата инвестиций следует измерить, чтобы доказать ценность начинания и обеспечить для него ресурсы.

Это показатели выяснить относительно легко. В конце концов, есть исследования, которые показывают: организации, в которых применяются блоги, вики-проекты, внутренние социальные сети могут похвастаться ростом вовлеченности сотрудников. Некоторые эксперты считают, что в действительности 80% от того, чему люди вообще выучиваются, усваивается именно в неформальном обучении, и особенно в совместной работе, а значит, подобные инструменты идеальны для такого обучения на рабочем месте.

И все-таки нужно быть готовыми ко встрече со скептиками – теми, кто поставит под вопрос ROI и будет упрекать в недостатке контроля над инструментами неформального обучения. Некоторые скажут, что проникновение в работу технологий Web 2.0 скорее разрушает продуктивность, чем улучшает ее. Так что предельно важно понимать и уметь объяснить все преимущества неформального обучения.

Самый подходящий показатель, который отражает успешность неформального обучения – это вовлеченность сотрудников, измерить которую можно напрямую, с помощью опросов, или опосредованно, выявив, какие механизмы социальной обратной связи чаще всего используются сотрудниками. Появление социальных платформ в повседневной работе может прекрасно описываться такими показателями, как время достижения продуктивности, расходы на обучение, даже коэффициент текучести рабочей силы. Оценка успешности платформ неформального обучения должна быть привязана к таким показателям, которые отразят не только вовлеченность, но и общую организационную эффективность.

Суета вокруг поставщиков

Многие производители технологий воспользовались расцветом неформального обучения, и теперь помогают организациям измерить его эффективность. Так, интегрированные решения для управления талантами сейчас снабжены возможностью включать в документацию по оценке производительности и в истории прохождения обучения данные об активности работника в социальных сетях и в совместной работе.

С инвестициями в технологии дело обычно обстоит так – чем больше измеримой ценности они обещают, тем больше требуют и вложений. Поэтому те организации, которые хотят сделать неформальное обучение частью своего общего плана по обучению и развитию, заинтересованы в ресурсах, что помогут им точно понимать, что, когда и каким образом следует измерять, а потому такие ресурсы становятся предметом дискуссий о развитии и эффективности между менеджерами и работниками. В ближайшем будущем следует ожидать, что подобного рода измерительные механизмы интегрируются в системы управления обучением и уничтожат разрыв между неформальным обучением и остальными методами развития персонала.

Любая инициатива, связанная с технологиями для управления талантами, должна начинаться с оценки корпоративных и бизнес-целей и выявления, как именно технологии неформального обучения смогут помочь в их достижении. Например, у вас есть система формального обучения обслуживанию потребителей, и неплохой внутренний вики-проект той же тематики – почему бы не сравнить их между собой и не посмотреть, чем больше пользуются сотрудники – формальным источником информации или неформальным, что больше подходит к их рабочему расписанию. Можно создать стратегию создания аналогичных ресурсов неформального обучения по всему предприятию. Многие организации в помощь такому процессу и для достижения долгосрочного успеха приглашают консультантов – специалистов по подобным технологиям.

Решиться и прыгнуть

Неформальное обучение – прекрасный способ повысить организационную эффективность и доказать при этом, что инвестиции в сотрудников, ресурсы для обучения и информационные технологии могут самым прямым образом поднять результативность, включая доходы, прибыльность, потребительскую удовлетворенность и сохранение кадров.

Но достичь этого можно только лишь создав такую среду обучения и совместной работы, в которой неразрывно связаны формальное и неформальное обучение. Чтобы начать, не нужно слишком много времени, денег и прочих ресурсов. Даже действуя во внедрении неформального обучения пошагово, организация получит отличный эффект. Конечно, на пути будут трудности – скажем, достижение соглашений со всеми заинтересованными сторонами – IT, HR, корпоративное обучение – на предмет того, выявлять и оценивать эффект неформального обучения. Но все же внедрение эффективного, оптимального по затратам, уместного неформального обучения в общий организационный подход к обучению и развитию принесет значительные плоды в долгосрочной перспективе.

Источник: Chief Learning Officer, Июнь 2011. Harry West


Метки данной записи: неформальное обучение электронное обучение e-learning корпоративное обучение

Комментарии
Бабушкин Эдуард 18.09.2011 8:44:56

Юрий, если вы выйдите на главную страницу нашего сайта, то увидите, что ваш пост идет сразу над моим и анонсы наших посто такие:

мой:

Может ли компания вкладывать инвестиции в обучение, где целеполагание отдано на откуп самим работникам?

ваш:

Неформальное обучение – прекрасный способ повысить организационную эффективность и доказать, что инвестиции в сотрудников могут самым прямым образом поднять результативность

интересное соседство)))

Духнич Юрий Игоревич 18.09.2011 21:15:26

Я не верю в совпадения :)

Бабушкин Эдуард 18.09.2011 21:19:16

ну для меня это означает, что вы дадите (или точнее резюмируете то, что писали) свое экспертное мнение на вопрос, кто ставит цели в неформальном обучении)))

хочу сделать из этого добротную статью с мнениями экспертов

Для того, чтобы размещать статьи в Блоге, Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться или

Share |

 


О проекте      Реклама       Подписка       Контакты       Rambler's Top100 Яндекс цитирования ©2000-2011, HRM