Прагматика неформального обучения / Блоги на HRM.RU
 сделать домашней  добавить в избранное  карта сайта RSS
Имя 
Пароль  забыли?
Присоединяйтесь!

Новые материалы

   Названы самые высокооплачиваемые вакансии в Башкирии
   Не все профессии равны. Вчерашние школьники идут в телевизионщики и PR
   Новочебоксарские безработные граждане обучаются востребованным профессиям
   Где в Уфе заработать 100 тысяч рублей в месяц
   Сколько в среднем получают владимирские врачи?


 

Облако тегов
agile альфастрахование альфастрахования аналитика для hr apple ассессмент-центр автоматизация hr-бизнес процессов автоматизация бенчмаркинг бизнес-процессы бизнес симуляция бизнес тренинги для руководителей бизнес тренинги онлайн бизнес дистанционное обучение персонала дистанционное обучение e-learning e learning электронное обучение электронные курсы hr-аналитика hr-бренд hr-конференции hr-метрики hr-видео hr инновации исследования it josh bersin кадровый резерв карьера клиентоориентированность клиентский сервис для развития продаж клиентский сервис тренинг клиентский сервис компетенции корпоративная культура корпоративное обучение корпоративные бизнес тренинги коучинг kpi лидерство лидеры linkedin менеджмент модель компетенций мотивация персонала мотивация неформальное обучение обучение персонала обучение сотрудников предприятия обучение сотрудников обучение оценка эффективности обучения оценка персонала организационная культура персонал подбор персонала поиск работы продажи психология разработка речевых модулей для работы с претензиями рекрутеры рекрутинг рекрутмент roi рынок труда собеседование социальное обучение социальные сети стандарты клиентского сервиса стандарты обслуживания клиентов стив джобс таланты текучесть персонала тестирование тренинги по клиентскому сервису тренинги по сервису тренинги тренинг угловое преобразование фишера управление качеством обслуживая клиентов управление персоналом управление талантами управление текучестью персонала управление знаниями управление вебинары вовлеченность персонала websoft знания

все теги


События

полный список

Последние обсуждения

  30.08.2019 14:26:41
Worldskills International и 3М запускают новый совместный проект «Образование во имя будущего»
  30.08.2019 11:33:40
Молодые профессионалы за устойчивое будущее
  24.08.2019 14:36:18
Научные эксперименты, продуктовые тесты и мировые технологии для молодых профессионалов
  09.08.2019 16:18:31
Только оригинальные СИЗ обеспечивают гарантированную защиту
  07.08.2019 12:14:48
Компания 3М опубликовала финансовые результаты II квартала 2019 года


Опросы
  Актуальные направления работы HR вашей организации 2017
Все опросы

HR-Блоги
Владимир Нюренберг 06.10.2012 22:07:25

Прагматика неформального обучения

Этот пост – попытка осмысления и обобщения всех личных попыток разобраться с концептом неформального обучения, а  также их синтеза с «вкусными» наработками в области сетевого обучения (взаимного обучения в сообществах) и идеями Эдуарда Бабушкина о блоггинге, как инструменте неформального обучения. (Плюс к этому это рефлексия своего личного опыта такой работы, а также коллег по цеху кадровиков (проект корпоративного блога по 1С) и дистанционщиков (участников массового открытого он-лайн курса по мобильному обучению).

Блоггинг, или как провести время с пользой

Центральным, или даже заглавным, тезисом коллеги Бабушкина является следующее: «Блоггинг важен не только и не столько читающим, сколько самому пишущему». Самое сложное здесь, что представить себе, в чём заключается эта важность. Самый простой, но не очевидный, аргумент в том, что создание любого текста «дисциплинирует, структурирует, запускает (само-) анализ» и это на самом деле так, поскольку письменная речь в действительности более сознательна и интеллектуальна, чем «внутренняя» речь (= обдумывание), поскольку последняя не нуждается в проработке и представлении контекста, деталей и ситуативного фона излагаемого (см. Выготский).

Однако в деловой среде есть лишь одно измерение, а именно: результативное. Всегда важно, на сколько то или иное действие продвигает нас в решении и выполнении рабочих задач. И если есть трудности и проблемы, то нас интересует только одно: каждый вопрос должен получить свой ответ. Однако ни дискуссии в форуме, ни посты далеко не всегда гарантируют такой «выход».

Я ни в коем случае не пытаюсь оспаривать доводы «за».  Хотел бы сделать лишь одно небольшое уточнение: блоггин – весьма серьёзный инструмент интеллектуальной работы. При этом это – инструмент коммуникационный. Под этой характеристикой я понимаю, что назначение этого инструмента в том, чтобы  устанавливать и поддерживать взаимодействие, позволяющее более эффективно осуществлять деятельность. И в этом смысле, область его применения гораздо шире, и каждый волен решать для чего, он будет его использовать, исходя из собственных намерений и потребностей.

Пример с блогами компании Microsoft хорош тем, что показывает именно эту характеристику блоггинга, а также важность и возможность использования его для получения обратной связи, особенно для тех, кто занимается «производством» потребительски ориентированных продуктов. Здесь есть две группы интересов: разработчики ПО, которые заинтересованы в «привлечении» пользователей и «развитии» своих продуктов и их контрагенты, пользователи ПО, заинтересованные в эффективном использовании программного инструментария, увеличения его «юзабилити» и «настройку» под свои конкретные задачи. В общем, на лицо пересечение сфер интересов: пользователи получают рекомендации и советы по работе с ПО из первых рук, программисты «бесплатные» идеи по его совершенствованию.

По-моему, это очень не плохой дивиденд для специалиста, работа которого во многих её частях проходит в «поисковом» режиме (это и поиск актуальной информации и решений профессиональных и задач и проч.). То есть для тех, кто не смотрит на свою работу, как на текучку и простое функционирования в рамках организационных «машин». Не случайно, именно в области программирования и IT корпоративный блоггинг стал наиболее распространённым явлением. И даже реализация «типовой» идеи может дать неплохие всходы, как это, например, получилось у команды программистов 1С. Не хочу нисколько приуменьшить заслуг коллег, но когда для реализации задуманного есть благодатная почва, усилия целиком и полностью можно сконцентрировать на главном: на организации командной работы и получении общих результатов.

Некоторые банальные истины блоггинга

Коль уж мы смотрим на блоггинг как на коммуникационный инструмент, мы должны думать не только о наших личных целях, но и о наших контрагентах. Это, конечно, не как два пальца об клавиатуру, но всё же…

Конечно, писать всегда легче о том, в чём хорошо разбираешься. И я мог бы дать совет, найти наиболее близкую тему и затеять постинг по её по поводу (хотя над этим стоит поразмыслить), но публичные пространства устроены таким образом, что на каждую хитрую лису, там найдётся своя такса с винтом. В смысле: любой может решить, что он умнее Вас в принципе и осведомлённее Вас в любом вопросе, о чём бы Вы не говорили. Это нужно принять как данность и попытаться соразмерить с ней «экспертные» стилистику, модальности и «содержания» своего текста. Наша цель: не затеять возню или драку, а начать диалог.

На блог необходимо смотреть, в первую очередь, как на способ установления интеллектуальных контактов и поиска людей со схожими интеллектуальными интересами, а «продвижение» и «позиционирование» в социальном бульоне любого профессионального сообщества должно быть, так сказать, побочным эффектом. Поэтому при создании поста необходимо стремиться не просто структурировано изложить задачи и проблемы, с которыми мы сталкиваемся, а попытаться вписать эту конкретику в более широкий профессиональный контекст.

Что до корпоративного обучения, то…

В каждом посте цикла Эдуард «подступается» к вопросу «перспектив» использование такового инструментария, прежде всего в управлении талантами и корпоративном обучении в целом. Мне нечего добавить к тем прелестям блоггинга, которые обозначил, Эдуард Бабушкин, если только…

Если мы посмотрим на идею личного блоггинга как на возможность попробовать нечто новое в плане своего личного и профессионального развития, то начать, как и в любом подобном деле нужно с себя любимых. Тем более что вся работа T&D это череда «проектов» (хотя на любую деятельность можно так посмотреть), дающая простор деятельности и манёвра. Я твёрдо убеждён, что нечего даже и думать о внедрении такого инструментария в масштабах всей компании, пока для самих T&D всё это не станет понятной и привычной практикой. Большой путь всегда начинается с того, что надо оторвать центр тяжести от точки опоры. Вывести устоявшуюся систему из равновесия и сбалансировать заново, так сказать.

Короче: самый простой (я не имею в виду мотивацию, конечно же) путь это начать с проводимых корпоративных тренингов или мероприятий в рамках работы с персоналом, и посмотреть на это (на выбранный тренинг или мероприятие), как на «акт (проект) собственного неформального обучения». Ваша деятельность в рамках компании должна стать «очагом полезного опыта» прежде всего для Вас лично, а затем уже для бизнеса в целом.

Аналогом (в сопоставлении со сферой IT) применительно к T&D-сфере здесь было бы  использованию своего блога как инструмента для получения «внутренней» обратной связи от самих сотрудников своих компаний, участвующих в тренингах и других мероприятиях в рамках корпоративного обучения. Однако «учебные мероприятия» всё же, как не крути, не программный продукт, поэтому обсуждать конкретные мероприятия может и не стоит, но использовать блог как инструмент поиска идей при разработке «учебного мероприятия» можно и нужно. Например, если Вы хотите разработать welcome-курс по продажам, можно попробовать пообсуждать с опытными сотрудниками вопросы технологии продаж. Ну, или что то в  этом духе…

Мне очень понравился ещё один акцент, сделанный Бабушкиным в тексте про коллег из сферы 1С-программирования. Возвращаясь к нему: Ваши посты могут стать вашим личным портфолио, Вашей «визиткой» как профессионала, если угодно. Можно пойти самым коротким путём: взять за основу свои отчёты. Одно предостережение: нужно стараться избегать «птичьего» языка этого типа документации и стараться сделать другие акценты: то есть меньше говорить о реальных и мнимых достоинствах проведённого учебного мероприятия, избегать формального упоминания о недостатках в духе рецензий на диссертационное исследование. Согласитесь, медали на груди вещь, конечно, полезная. Но для профессионала, будь он военным или гражданским специалистом, гораздо ценнее способность анализировать опыт и избегать прошлых ошибок в будущем.

Разумеется, выбрать нужно, что-то «нерядовое», чтобы и для самого T&D это не было «текучкой» и смогло привлечь внимание коллег по HR-цеху. Его реализацию сопроводить нужно тем количеством постов, которое сочтёте нужным. Количество в этом деле не главное, впрочем, как и качество. Главное попробовать эту работу на вкус и осуществить продуктивную попытку. В плане мотивации, могу дать один совет: ни на что особо не надейтесь не на крутой моментальный эффект, не на то, что пролетите мимо кассы. Главное, смотреть на это как на работу в ПЕРСПЕКТИВНОЙ и НЕЗНАКОМОЙ области, из которой,  как профессионалы, мы обязаны  извлечь всю возможную пользу.

И главное: не забывайте о том, что у Вас в руках бесценный ресурс – сообщество специалистов, которые как никто другой понимает Ваши проблемы, и имеют совокупный багаж бесценного опыта, превышающего любую предельно допустимую концентрацию. Большой плюс в том, что лично Вас здесь никто не знает, результаты, продуктивность и безупречность Вашей работы здесь оценивать не будет. Но рад будет увидеть в Вас приятного и полезного собеседника.


Метки данной записи: неформальное обучение совместное обучение сетевое обучение блоггинг

Комментарии
Бабушкин Эдуард 07.10.2012 0:22:04

Владимир, а я тут недавно задал гениальный вопрос (простите за скромность):

почему у HR нет своего Хабра?

Владимир Нюренберг 07.10.2012 10:51:36

Если при всей гениальности вопрос не был риторическим могу попробовать подобрать соображения.

Первое, наверное, потому что владельцы площадок для HR-сообщества не видят задач, которые можно решать при помощи всего это многообразия рекомендадельных и репутационнных механизмов. Во-вторых, вероятно, играет определённую роль соотношение IT и HR специалистов 5:1. Немаловажно и то, что сфера HR обладает своими особенностями: технологичность и динамичность её весьма специфична от чего, экспертов в HR-технологиях не так уж и много, и эти самые слишком свою экспертность ценят и не готовы пока выходить на открытые площадки и играть роль "менеджеров заний", а не заниматься своим продвижением. Как эти факторы коррелируют друг с другом, судить не берусь, но результирующая понятна, я полагаю.

Бабушкин Эдуард 07.10.2012 11:02:50

а 5:1 - это откуда информация?

Владимир Нюренберг 07.10.2012 12:25:05

цифра, мои извинения за подход "от балды" в разговоре с человеком, занимающимся статистикой, по собственным прикидкам. во всех моих местах "работы" количество "директоров по персоналу и по ИТ примерно такое) 2 начальника против 10. реально цифры иные: если не учитывать погрешность приходящуюся на "неуместногсть" размещения объявлений, то на работе. ру на 1800 вакансий против 250.

Бабушкин Эдуард 07.10.2012 12:32:10

остается две версии:

1) емкость рынка у нас не та

2) сообщество "не то"

я думаю, все они верны

заметьте, на Хабре есть раздел HR и по моим безусловно субъективным наблюдениям, ребята там выдают более свежие мысли, чем мы - HR

а мы в кризисе и закостенели

Бабушкин Эдуард 07.10.2012 13:24:54

а вот еще один гениальный вопрос, вытекающий из вашего поста и моего предыдущего гениального вопроса:

а готовы ли HR стать драйвером неформального обучения?) 

Владимир Нюренберг 07.10.2012 13:45:21
о сообществе

Соглашусь Эдуард, но отчасти... Не то, но дело ведь не только в людях... Сама ХР-практика такова. что ориентирует спеуоы на решение узких и очень утилитаных задач. в массе своей: хорошего и недорогого работника найди, систему оплаты и премирования разработай,  аттестацию проведи что там ещё? в общем работа по образцу или мутация образцов. Ни какой тебе коммуникационной составляющей.

Ведь ситуация, по моеему разумению, госпожи Соловьёвой в том уникальна, что потребовалось выйти за рамки тупо ХР-функционала, поработать над проблемой создания имиджа работодателя... А это уже междисциплинарная зона, требующая перекрёстного опыления. Хошь не хошь, а коммуницируй. Неформальное обучение из той же оперы. поскольку это не просто обучение, это уже и управление проектами и управление командами и проч.

А ИТшники все как один, за редким исключением, работают на стыках практических областей. Поскольку их разработки должны быть прикладными по определению. Я полагаю, что Ваша аналитика для ХР один из аспектов, такого доворачивания до "прикладности": замер социальной температуры и оценка влияния на бизнес-результаты.

Есть такое понятие в западной социологии социальных сетей object-centered sociality: "социальный объект как связующее и определяющее звено между участниками любой социальной сети (сообщества)".

Владимир Нюренберг 07.10.2012 13:50:56
о готовности

Не готов ответить на вопрос о готовности. Но могу поставить вопрос ребром: или ХР будут двигаться в этом направлении или будут всю жизнь перекладывать учётные карточки и следить за соблюдением ими же самими норм ТК. Рано или поздно масштабы и потребности в обучении сотрудников достигнут таких масштабов, что на это самых нереальных бюджетов и штатов кадровиков не хватит... Вобщем всё по Дарвину будет.

Бабушкин Эдуард 07.10.2012 13:51:54

ну а я вам добавлю про ситуацию г-жи Соловьевой. Определяющим здесь что стало? что ничего из имеющегося не работало

а вот вам такой же пример: я выступало в Питере на конфе в темой HR 2.0, где похожие вещи рассказывал и после выступления HR директор одной айти компании мне сказала: мы были в полной ж... и только после этого решились на такое... точнее не решились, а просто вдруг по наитию так сделали...

И помните еще здесь пост был про Agile  в рекрутменте? тож самое...

Владимир Нюренберг 08.10.2012 16:46:38
Точно, Эдуард! Коммуникационные стратегии работают только в ситуациях совершенного отсуствия иных ресурсов, когда ничего не работает, люди готовы признать ограниченность своих возможностей и начать сотрудничать...
Бабушкин Эдуард 08.10.2012 16:56:27

предлагаю начать банкротить компании, чтобы они переходили к новым технологиям)))))

Барвитенко Надежда 10.10.2012 18:03:21

Я тут книжку читала, ее автор большую часть жизни себя как НЕпрофессионала

описывал, учился всю жизнь одной профессии неформально, а сейчас по его книгам учатся студенты и не только в нашей стране

Вот... когда-нибудь пост напишу... Главное создать интригу ))))))

Для того, чтобы размещать статьи в Блоге, Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться или

Share |

 


О проекте      Реклама       Подписка       Контакты       Rambler's Top100 Яндекс цитирования ©2000-2011, HRM