Неформальное обучение Inc. Несколько тезисов о… / Блоги на HRM.RU
 сделать домашней  добавить в избранное  карта сайта RSS
Пользователь:


Новые материалы

   Названы самые высокооплачиваемые вакансии в Башкирии
   Не все профессии равны. Вчерашние школьники идут в телевизионщики и PR
   Новочебоксарские безработные граждане обучаются востребованным профессиям
   Где в Уфе заработать 100 тысяч рублей в месяц
   Сколько в среднем получают владимирские врачи?


 

Облако тегов
agile альфастрахование альфастрахования аналитика для hr apple ассессмент-центр автоматизация hr-бизнес процессов автоматизация бенчмаркинг бизнес-процессы бизнес симуляция бизнес тренинги для руководителей бизнес тренинги онлайн бизнес дистанционное обучение персонала дистанционное обучение e-learning e learning электронное обучение электронные курсы hr-аналитика hr-бренд hr-конференции hr-метрики hr-видео hr инновации исследования it josh bersin кадровый резерв карьера клиентоориентированность клиентский сервис для развития продаж клиентский сервис тренинг клиентский сервис компетенции корпоративная культура корпоративное обучение корпоративные бизнес тренинги коучинг kpi лидерство лидеры linkedin менеджмент модель компетенций мотивация персонала мотивация неформальное обучение обучение персонала обучение сотрудников предприятия обучение сотрудников обучение оценка эффективности обучения оценка персонала организационная культура персонал подбор персонала поиск работы продажи психология разработка речевых модулей для работы с претензиями рекрутеры рекрутинг рекрутмент roi рынок труда собеседование социальное обучение социальные сети стандарты клиентского сервиса стандарты обслуживания клиентов стив джобс таланты текучесть персонала тестирование тренинги по клиентскому сервису тренинги по сервису тренинги тренинг угловое преобразование фишера управление качеством обслуживая клиентов управление персоналом управление талантами управление текучестью персонала управление знаниями управление вебинары вовлеченность персонала websoft знания

все теги


События

полный список

Последние обсуждения

  30.08.2019 14:26:41
Worldskills International и 3М запускают новый совместный проект «Образование во имя будущего»
  30.08.2019 11:33:40
Молодые профессионалы за устойчивое будущее
  24.08.2019 14:36:18
Научные эксперименты, продуктовые тесты и мировые технологии для молодых профессионалов
  09.08.2019 16:18:31
Только оригинальные СИЗ обеспечивают гарантированную защиту
  07.08.2019 12:14:48
Компания 3М опубликовала финансовые результаты II квартала 2019 года


Опросы
  Актуальные направления работы HR вашей организации 2017
Все опросы

HR-Блоги
30.07.2012 22:14:05 (Изменен 31.07.2012 13:57:44)

Неформальное обучение Inc. Несколько тезисов о…

На самом же деле учение – это такая человеческая деятельность,
которая в наименьшей степени нуждается в руководстве со стороны
других людей. Истинное образование по большей части не является
результатом обучения. Оно возникает в результате свободного участия
в осмысленной деятельности.
Иван Иллич, «Освобождение от школ»
Этот пост я попытаюсь построить в виде ряда развёрнутых тезисов, касающихся темы неформального обучения. Разумеется, их формулирование не была бы возможно без чтения блоггов Ивана Травкина и Эдуарда Бабушкина, чьё мнение в вопросе НО, для меня весьма авторитетно.


1. Относительно недавно HRM.RU был опубликован пост с переводом текста Дж. Берзина, в котором провозглашается необходимость поворота к гибкой модели HR (Agile Model for HR). Пост спровоцировал одно из наиболее «длинных» обсуждений на портале. Мне это говорит лишь об одном: идея о том, что назрела необходимость пересмотра не просто подходов к обучению, но и к управлению в целом, задевает людей «за живое». Я, в этом смысле, не исключение. Хотя у этого далеко идущего вывода весьма скромные и, надеюсь, небесспорные (то есть вполне себе субъективные) основания, осмелюсь предположить: помимо того, что это очередная мода, вводимая «консалтерами» всех мастей и размеров, есть у этого, так сказать, тренда и истоки «в народе». Здравый консалтинг (в силу своей природы) не только стремится породить брожение в умах, но и нередко к нему прислушивается. А здравый специалист, если только не озабочен в конец демонстрацией своей полезности и нужности, всегда думает об эффективности собственной деятельности (где то здесь проходит грань между просто специалистом и профессионалом). А уж T&D-специалистам грех бы об этом не думать.

2. Как мне представляется, каждый T&D вынужден действовать по принципу поиска и устранения тех ограничений и факторов, которые мешают наращивать КПД обучения в его конкретной ситуации и в специфических корпоративных реалиях. Вся логика развития организационного обучения должна идти по линии преодоления его дискретности (эпизодичности и отрывочности). Мне хотелось бы заявить, что всё движется в сторону большей системности, но я буду острожен с этим словом. По той простой причине, что если бы нам удавалось выстраивать программы обучения, имеющие подобные характеристики, нам бы удавалось получать гарантированные результаты. Именно поэтому, как мне кажется, профессиональный T&D всегда избегает консультантов или тренеров, предлагающих универсальные, системные или прочие гарантированные решения. Происходит это по той простой причине, то работа с людьми всегда имеет некоторый элемент неопределённости, готовый в любой момент сломать любую систему. И уж чего-чего, а этого самого субъективного фактора в обучении хоть пруд пруди. И с этим нужно считаться.

3. В социологии есть такое понятие «идеальный тип», обозначающий содержательные конструкции, которые могут быть достаточно далеки от реальности, но при этом отражают значимые (с точки зрения ценностной или задачной ориентированности) характеристики объектов, явлений и процессов. И если бы я описывал в такой логике корпоративное обучение, то основной характеристикой, которой я наделил бы этот идеальный тип, была бы ИНТЕГРАЛЬНОСТЬ. Может быть, это очередной не очень точный термин, однако он, как мне представляется, достаточно ёмко может помочь описать все наиболее значимые характеристики эффективного корпоративного обучения. Это и всеохватность, то есть максимальная ориентированность на практические проблемы во всех сторонах деятельности компании, на запросы, потребности и интересы всех сотрудников. И комплексность, как с точки зрения взаимосвязанности и взаимодополняемости мероприятий, так и с точки зрения разнообразия форм и форматов обучения. Сюда же относится перманентность (непрерывность) этого процесса. Иными словами, я думаю, ни один руководитель не отказался, чтобы его сотрудники учились в режиме 24x7. Разумеется, при условии, что 
они будут успевать выполнять свои рабочие обязанности.

4. Поименованный выше список не претендует на полноту, точность и на методологическую проработку. Это просто варианты формулировок, что называется «на кончиках пальцев» очерчивающие проблемное поле, с которым имеет дело специалист по корпоративному обучению. В этом, с моей точки зрения, и заключается основная сложность подобной работы. Пытаясь приблизить практику этого обучения к корпоративным реалиям и к реальному рабочему процессу. Это такой поиск золотой середины, в котором редко удаётся избежать прессинга законных требований руководства и сотрудников. По сути это работа «на разрыве», в рамках которой весьма редко удаётся найти (да и желание искать возникает тоже не часто) сколь-нибудь вразумительную альтернативу формальному обучению, то есть обучению помимо рабочего процесса, по принципу «делу время, потехе час». Этот  формат обучения наиболее соответствует господствующему типу организационной структуры и культуры, превалирующим представлениям о том, что такое процесс обучения и как он должен быть устроен изнутри, уровню запросов и возможностей основной массы сотрудников в плане их же собственного развития. И потому «парадигма» обучения по принципу «направлять и контролировать» вполне себе работоспособна и, что куда важнее, жизнеспособна. И всё это очень мешает нам представить, как же могуть быть устроены децентрализованные форматы обучения, как они впишутся в существующие «институции» и с чего начать меняться.

5. Вся загвоздка в том, что неформальное обучение (НО) мыслится как противопоставленное формальному. Если познакомится с обзорами (пример здесь на английском языке) работ, который пытаются определить содержательные и организационные рамки НО то этот подход сопоставления / противопоставления будет более чем очевиден. Различия между двумя этими подходами действительно существуют, но они не противопоставлены друг другу, хотя это два принципиально разных подхода. В чём же состоит эта разница. Начать следует с того, что разница здесь в том, как происходит учение тому, что актуально для определённого вида (профессиональной) деятельности. Если мы говорим о том, что освоение (навыков, знаний, представлений, умений, техник) происходит в процессе специально организованной именно с этой целью деятельности, мы говорим о формальном обучении. Если же «познавательный эффект» является побочным продуктом и деятельности всё это приобретается в рамках рабочего процесса, мы имеем дело с неформальным обучением. С точки зрения привычных дефиниций такое различение может быть оспорено. Но я считаю это принципиальным и существенным: в случае с формальным обучением контекст задаётся ориентацией на учебные задачи (которые ставятся специально обученными людьми), при НО посредством рабочих задач и проблем, решая которые специалист наращивает свой «личный капитал».

6. Указанного различия, однако, не достаточно. Если следовать такой логике, то можно поставить знак равенства между самостоятельным и неформальным обучением. Когда мы, например, учимся работать с офисной программой или лобзиком, когда, не обладая знанием программы или техникой выпиливания, необходимо получить законченный результат (отформатированный документ или фигурную доску). Думаю, согласитесь с сомнительностью отнесения их к неформальному обучению, хоть оно и подразумевает такой элемент как проактивность. Эта характеристика сближает и где-то даже объединяет эти два вида обучения, но не делает их тождественными. Проактивность при НО приобретает нескольку иную окраску. Я бы назвал её коммуникативной. Проактивность в обучении в целом предполагает, что в отличие от формального, когда меня направляют (ставят учебные задачи) и контролируют (в том числе оценивают их выполнение), в автономном режиме я делаю это сам. Когда же дело доходит до НО, то ответственным за реализацию этой «триединая» функции в моём обучении остаюсь я сам, но иду для этого «в народ», то есть ищу в своём окружении (в реальном или виртуальном) людей, которые могут мне в этом помочь. (Сюда, как мне представляется, очень хорошо ложится идея Эдуарда Бабушкина). Более продвинутым вариантом НО является ситуация, когда вы сами даёте (критическую и аналитическую) обратную связь (не путать с простым написанием комментариев) и поддерживаете обучение других людей качественным и релевантным вашим общим интересам контентом. Резюмируя сказанное, подчеркну, что НО основано не на парадигме освоения, что является второстепенным, а на парадигме участия.

7. Если выражаться не столь категорично, то можно сказать, что НО это освоение чего-либо нового через участие. Вся петрушка в том, что НО нужно в тех случаях, когда наличие учебного или практикующего сообщества является важным условием того, что самостоятельно разбираясь с предметной областью или овладевая технологиями деятельности, в т.ч. и профессиональной, вы достигнете успеха. Это обычно присуще тем областям, где владение и адекватное применения арсенала знаний и умений требует определённым образом ориентированного мышления. Пример довольно абстрактный, но так обстоит дело, например, с изучением иностранных языков. В языковой среде повседневного общения они осваиваются быстрее, просто потому, что начинаешь думать на языке, сначала на примитивно-бытовом уровне, но с постепенным усложнением. То же самое можно сказать о тайм-менеджменте, освоение технологий которого требует определённой поддержки, а инструменты организации и самоорганизации становятся привычнее быстрее, когда их использование является нормой. Рискну предположить, что сюда же относятся и технологии продаж, овладению которыми почти ничего не дают формальные тренинги. Но эти технологии прекрасно начинают работать, если в организации выстроена система продаж, включающая постоянную работу с персоналом и его мотивацию, в том числе и нематериальную.

Получается, что проект по организации неформального обучения в компании это проект по созданию таких вот сообществ практикующих, которые выстраивают вокруг себя такие сети.
 

Метки данной записи: неформальное обучение совместное обучение сетевое обучение

Комментарии
edvb 31.07.2012 1:08:22

мне кажется, вы зря не пошли глубже в 

назрела необходимость пересмотра не просто подходов к обучению, но и к управлению в целом задевает людей «за живое».

- мне то кажется, неформальное обучение нужно рассматривать как деятельность. И не только учебную

поэтому нужно задавать более широкий контекст, чтобы описать неформальное обучение.

vladimir.nyurenberg 31.07.2012 10:08:30

Да есть такое, чувство, что слегка недовернул мысль. Но этот пост из меня все соки выпил) Хотел от него избавиться поскорее

 

krasovsky 31.07.2012 11:38:45

Можно ли выстраивать неформальное обучение извне или это процесс сугубо внутреней индукции? Ко мне обращаются работники с желанием пройти какие-то курсы по иностранному языку, при том, что им он в работе не нужен. Каждый день в обед я вижу на лавочке читающего книгу коллегу. Как выясняется книга не художественная, но и не связанная с его профессией, и даже не по какому-нибудь тайм-менеджменту.

Я делаю вывод, что многие люди не связывают свое дальнейшее развитие с профессией, они лишены любопытства и жажды познания в своем ремесле. Это можно изменить через НО? Или НО - это только следствие внутренних стремлений сотрудников к профессиональным знаниям?

edvb 31.07.2012 11:45:07

Дмитрий, вопрос не мне, но я добавлю комментарий: я читаю книги по истории - и я абсолютно убежден, что с т.з. стратегии Клаузевиц, Менштейн, Люттвак мне дали бльше, чем гуру менеджмента)

vladimir.nyurenberg 31.07.2012 14:10:02

Спасибо за вопрос Дмитрий! То, о чём Вы, говорите парадокс жизни . большинство людей занимаются не тем, что им по душе (это как раз к вопросу о способности к целеполаганию, Эдуард?). И наверное НО не про то, что это может быть изменено. И вопрос, нужно ли это менять?

Очевидно, ваши коллеги "на лавочке" получают кайф от обучения. И интересы каждого такого сотрудника сугубо индивидуальныю и, если уж решаться на то, чтобы работать с таким интересом, то очень острожно. Ведь главная задача любой профессиональной деятельности не сломать кайфа себе и другим и не получить ярлык "му..ка".

Мне всё время думается, что было бы не плохо в том числе выяснять такие вот интересы сотрудников. Толко вот есть опаска, что потом просто нечего будет с этими данными делать: реалии повседневной деятельности не дадут возможности принять осмысленного и реализуемого решения по этому поводу.

А вот подумать о том как и какими инструментами оснастить сотрудника, чтобы усилить его способность получать познавательные эффекты (не важно в работе или в увлечении). Ведь книги лишь один из таких инструментов и их можно читать по разному. К тому же в массе своей книги это линейное или модульное изложение материала, чтение которого нередко оставляет не выявленными пласты смысла и связи между этими пластами. И есть, если копнуть, немало инструментов позволяющих читать более рефлексивно и осмыслено. Я не призываю вас начинать этому учить (но это может стать неплохой темой для "социального контента").

Вот где задача и вызов: как в неформальном режиме в процессе выполнения сотрудниками их прямых обязанностей оснастить их инструментарием, помогающим и в обучении на рабочим месте и в обучении по интересам? В этом суть, как мне видется, работы с НО...

 

krasovsky 31.07.2012 14:39:18

Эдуард, можно ли проецировать Ваш личный опыт на всю систему? Это не риторический вопрос. Мне важно Ваше мнение и мнение других коллег, так как своего ответа у меня нет.

Лично мне всегда импонировали люди высокоэрудированные с широким взглядом на мир. Приятно в обыденной рабочей ситуации услышать цитату из Булгакова или сравнение из греческой мифологии. Но мне встречались также люди, от которых дальше занимательных разговоров пользы (в профессиональном плане) не было. Так все-таки полезно "параллельное" самообразование или оно совершенно параллельно нашим (HR) интересам?

edvb 31.07.2012 16:02:47

ну смотрите, этой системой незлья подменять систему оьучения операционистов и кассиров

это раз

но если кассир имеет время заходить на корпоративный сайт, изучать документы, курсы и спрашивать в форуме старших товарисчей - это уже в моей системе координат - неформальное обучение, поскольку сам обучаемый поставил себе цель изучить что то

если ваши сотрудники решают изучать англ язык, а он им реально не нужен: и ради бога, вы не вкладываете в них деньги, но даете доступ к иноязычным ресурсам в сетке, в форуме у них своя ветка, пусть они посты на английском пишут и обмениваются ссылками и полезными материалами 

а потом вдруг да и понадобится 

или как минимум - они завязываются на общение внутри по данному вопросу и это та самая лояльность

или они учатся взаимодействовать с парнерами по данному вопросу и учатся соорганизорвываться, что для вас может быть как бы про между прочим тестом на организационные навыки

и если человек читает Манштейна, то почему бы ему не оставить отзыв  в своем блоге. В привязке к бизнесу. 

Это представит его коллегам, для вас это может быть стимул, чтобы познаколмиться и выбрать партнером в каком нибудь внутрикорпоративном проекте - если вы предпочитаете эрудированных людей...

Boroboro 31.07.2012 16:22:01

"Но этот пост из меня все соки выпил)" - важная вещь, следует напоминать тем, кто думает писать посты. И не для того чтобы они испугались, а напротив, чтобы не воображали, что это легче легкого. Многие так думают "Велика важность что-то написать, садись и пиши", а доходит до дела и оказывается, что иногда легче дрова колоть чем что-то складно рассказать.

Boroboro 31.07.2012 16:27:34

Дмитрий, "Я делаю вывод, что многие люди не связывают свое дальнейшее развитие с профессией, они лишены любопытства и жажды познания в своем ремесле."

Я бы сделала чуть другой вывод, это хорошо, что люди интересуются вещами

не связанными непосредственно с их профессией. Если думать только о работе, потом эту работу возненавидят, , чрезмерная концентрация на чем-то одном неполезна, мне так кажется.

edvb 31.07.2012 16:38:51

"Но этот пост из меня все соки выпил)" - важная вещь, следует напоминать тем, кто думает писать посты. И не для того чтобы они испугались, а напротив, чтобы не воображали, что это легче легкого. Многие так думают "Велика важность что-то написать, садись и пиши", а доходит до дела и оказывается, что иногда легче дрова колоть чем что-то складно рассказать.

Надежда, Дмитрий совершил акт неформального обучения, это не хухры мухры)))

и мы - его соучастники! в полном соответствии с его словами

Если выражаться не столь категорично, то можно сказать, что НО это освоение чего-либо нового через участие.

Или он наш соучастник)))

vladimir.nyurenberg 31.07.2012 17:36:09

никак не могу привыкнуть не жать F5 на этом сайте)

Дмитрий, извините, что без перевода, но вот вроде как интересный проект по изучению иностранного языка в p2p логике. Самому ещё предстоит разобраться как это работает. Может будет полезно:

Language learning in tandem involves two people with differing native languages working together in order to learn with- and from each other in a systematic manner. Tandem partners may meet in person (Face-to-face-Tandem) or over longer distances via media such as telephone, E-mail, internet chat or videoconference (eTandem).

vladimir.nyurenberg 31.07.2012 18:30:41

Надежда, позвольте вопрос: правильно ли я понимаю, что тех, кто обделён умением "что-то складно рассказать" может забыть про неформальное обучение себя любимого, ил может расчитывать только на неформальное обучение в области технологии "дрова колоть"?

Или я, надеюсь, что-то попутал?

 

 

Boroboro 31.07.2012 20:05:12

Владимир, я просто хотела сказать, что писать посты это трудно, ну и

сравнила это по трудности с колкой дров. А Вы умудрились увидеть в моих слов такой смысл

которого я и думать не могла туда заложить (но кажется я теперь понимаю почему меня на одном форуме так сильно недавно обругали, почудилось что-то в моих словах.....)

Boroboro 31.07.2012 20:10:23

Дмитрий, "Ко мне обращаются работники с желанием пройти какие-то курсы по иностранному языку, при том, что им он в работе не нужен."

Да пусть учат, вот я помню пыталась учить французский, так дальше фразы bon jour

дело не продвинулось...

А вдруг захотят учить стилистику русского языка, чтобы посты писать :)))))))

vladimir.nyurenberg 31.07.2012 20:49:30
Надежда! Я, кстати, в ваших словах ничего не увидел предосудительного. Меня ответ Эдуарда Вам больше насторожил. Просто Ваша формулировка меня на эту мысль навела. Решил уточнить))
krasovsky 31.07.2012 21:22:55

Спасибо, коллеги, за Ваши мнения. Насколько я понял, отношение к "непрофессиональному" саморазвитию сотрудников должно быть не просто терпимым, но и положительным.

Может я упустил существенную деталь в "условии задачи".... Само раздражение вызывает, наверное, то, что тот сотрудник, который захотел пренепременно изучить румынский язык, и тот, который читает историю англо-бурской войны 1904 года, показывают отнюдь не предел своих результатов в работе. По крайней мере, от них ждали большего. Подтянулись до профессионального уровня, чтобы не глупее начальника быть, а дальше все.

Давайте исходить еще из того, что мозг у человека один и время на саморазвитие ограничено. Или он его на общую эрудицию потратит или на специальные знания. Пример из нашей истории. В СССР мы были самой читающей нацией в мире. Рядовой инженер разгадывал недетский кроссвордик за час поездки в электричке. При этом такие инженеры не могли нормальную детскую коляску сконструировать. 

Я согласен с Владимиром, что "ломать кайф" уж точно не стоит. А что же делать?...

krasovsky 31.07.2012 21:42:57

Дмитрий, "Ко мне обращаются работники с желанием пройти какие-то курсы по иностранному языку, при том, что им он в работе не нужен."

Да пусть учат, вот я помню пыталась учить французский, так дальше фразы bon jour

дело не продвинулось...

А вдруг захотят учить стилистику русского языка, чтобы посты писать :)))))))

Дмитрий, извините, что без перевода, но вот вроде как интересный проект по изучению иностранного языка в p2p логике. Самому ещё предстоит разобраться как это работает. Может будет полезно:

Language learning in tandem involves two people with differing native languages working together in order to learn with- and from each other in a systematic manner. Tandem partners may meet in person (Face-to-face-Tandem) or over longer distances via media such as telephone, E-mail, internet chat or videoconference (eTandem).

Спасибо, Владимир, за цитату. Недавно я тоже на что-то похожее набрел. Есть такой интернет-проект LingQ.com. Там интересная идея совместить социальную сеть и услуги по изучению английского. Находишь себе нэйтива, желающего изучать русский и вперед. Лично я пока до этого уровня не дошел, мне стандартных бегинерских упражнений хватает ))). Кстати, когда я даю энтузиастам-полиглотам кусочек бумажки с интернет-адресом, вижу в глазах разочарование: "мда...языковые курсы мне не оплатят..." 

и если человек читает Манштейна, то почему бы ему не оставить отзыв  в своем блоге. В привязке к бизнесу. 

edvb 31.07.2012 21:48:19

Дмитрий, на два поинта отвечу:

так воо неформальное - когда не на второй, а на 10-й странице словарь открыт

И про первые 5 страниц написал в блоге. Используйте это как ассессмент центр

Я редактора на работу взял в тот момент, когда узнал, что она с томиком Чехова на собеседование приехала)

А насчет использования блогов - вы не читали мой пост Блоггинг как форма обучения?

edvb 31.07.2012 22:36:09

или вот пример, как я реализую проект неформального обучения

Библиотека Эйчара - Дмиртий, вы же знакомы с этой ветокй? Я даю электронные книги только в обмен на обещание написать отзыв

кстати, хотел бы всех спросить: можно ли считать это требование форматом неформального обучения?)

Boroboro 31.07.2012 22:48:50

кстати, хотел бы всех спросить: можно ли считать это требование форматом неформального обучения?)

Этто мне кажется диктат, ... мда, вот...)))))))))))

 

krasovsky 31.07.2012 23:04:13

А насчет использования блогов - вы не читали мой пост Блоггинг как форма обучения?

 

Если бы не читал, не начал бы вести блог))) Но дальше личного героизма дело не идет. Мне сначала предстоит пережить "каминг-аут" (извините, не подобрал более близкого термина) моего блоггерства в коллективе. Чтобы затем начать агитировать к этой форме других. Пока ожидаю такую реакцию: "Мало того, что сам от безделья мается, так он еще и нас это дурью заниматься заставляет. При НАШЕЙ-то загруженности!..."

edvb 31.07.2012 23:31:48

Надя, вы же сами сравнили написание поста с рубкой дров....

я вот начал писать только потому, что надо было сайт уникальным контентом наполнять и привлекать писателей

мои посты первые были такой лажей...

сейчас я сам у себя отмечаю:

1) пишу легко, мысли легче формулировать

2) самодисциплина мышления - я стал более структурированным. 

3) часто я пишу коммент, не зная ответа, но в процессе обсуждения рождается мысль

Надя, ради таких результатов не стоит пинать?

Дмитрий, кстати и вам ответ.

Я АБСОЛЮТНО искренне считаю, что пользу получает пишуший. И пусть смеются. я получаю пользу от писательства

vladimir.nyurenberg 01.08.2012 1:10:27

Бывший ректор моего бывшего университета Сергей Жилкин с удовольствием всегда цитировал некоего классика о том, что любая идея в умах проходит три стадии развития от "что за бред" через "в этом что то есть" к "я не могу без этого жить". Мне кажется, отчасти метаниия по поводу подступа к НО из боязни прохождения с этим факелом через гуну первой стадии. К тому же и идея блоггинга как технологии "самообучения" достаточно радикальна и сложна. А другие возможно уступают ей по потенциалу аналитичности, рефлексивности и коммуникативности. Коллеги, предлагаю, попробовать провемти проработку в этом направлении: взяв за основу пост Эдуарда, усилиями "коллективного разума" со всех возможных позиций проработать эту идею и определить, что именно превращает блоггинг в такой идеальный с т.з. методологии инструмент. И затем попытатся поискать альтернативы, более простые с т.з. "вживляемости"...

krasovsky 01.08.2012 8:59:40

Если рассуждать в этом направлении, то:

1. Самый большой барьер начать вести блог - боязнь публичности. Вы, Эдуард, изначально были публичной персоной и треннинги проводите, значит, трибуна Вас тоже не пугает. А какому-нибудь скромному бухгалтеру каково на это решиться? То есть можно попробовать исклчючить публичность - блог на интросайте, статьи в корпоративной газете, выступление на собрании акционеров... и т.д.

2. Большой мотивирующий фактор правильно писать - это ответсвенность перед публикой. Если ты пишешь для внутреннего информационного ресурса, который прочтет максимум несколько сотен, а фактически несколько человек, то и стимула стараться нет. Значит публичность исключать нельзя.

Вот такое противорчение в первом приближении....

marina.litvinova 01.08.2012 11:17:56
"неформальное обучение основано не на парадигме освоения, а на парадигме участия"

Владимир, спасибо, во-первых за интересный пост.

И всем коллегам — за комментарии. Получила массу интеллектуального удовольствия и идей!

Как-то очень зацепили фразы:

- «здравый специалист, если только не озабочен в конец демонстрацией своей полезности и нужности, всегда думает об эффективности собственной деятельности (где то здесь проходит грань между просто специалистом и профессионалом)» - и от этого зависит то, как нужно обучать

- «любая идея в умах проходит три стадии развития от "что за бред" через "в этом что то есть" к "я не могу без этого жить" 1

- «если бы нам удавалось выстраивать программы обучения, имеющие подобные характеристики (системности ..), нам бы удавалось получать гарантированные результаты» - болезненный вопрос, программами мы занимаемся три года, то есть они составляются для каждой должности, они актуализируются ежегодно, они меняются, они выполняются сотрудниками! (уже на 82%) и все равно о гарантированных результатах (выполнил — знает — хорошо работает) говорить с уверенностью нельзя. Все еще чего-то в них не хватает, в этих программах, либо в отношении сотрудников к ним, либо в их взаимосвязи со стратегическими целями бизнесов в отдельности и компании в целом, либо в других сторонних факторах. И это я о программах, разработанных внутри компании, внутренними, а не внешними экспертами. О программах, к которым как раз можно применить Ваш термин «интегральность», Владимир:

  • «максимальная ориентированность на практические проблемы во всех сторонах деятельности компании» - да, программы составляют сами бизнесы (отделы), перед которыми стоят практические задачи

  • «комплексность, как с точки зрения взаимосвязанности и взаимодополняемости мероприятий, так и с точки зрения разнообразия форм и форматов обучения» - есть различные формы и методы, последовательность

  • «перманентность (непрерывность) этого процесса» - да, доступ 24/7 в любое время в любом месте

  • «на запросы, потребности и интересы всех сотрудников» - вот тут пока пробел

Может, дело как раз в этом пробеле с интересами сотрудников? Но в проф.обучение закладывается, в первую очередь, интерес компании.

Читая, я подумала, как практически сделать так, чтобы «познавательный эффект» был побочным продуктом и деятельности всё это приобреталось в рамках рабочего процесса», через какие формы и методы обучения?

И в финале поста получила ответ «Получается, что проект по организации неформального обучения в компании это проект по созданию таких вот сообществ практикующих, которые выстраивают вокруг себя такие сети.» )))

 

к комментарию Эдуарда:

- «этой системой (НО) незлья подменять систему оьучения операционистов и кассиров» - да, согласна

- «но если кассир имеет время заходить на корпоративный сайт, изучать документы, курсы и спрашивать в форуме старших товарисчей - это уже в моей системе координат - неформальное обучение, поскольку сам обучаемый поставил себе цель изучить что то» - о, здорово, то есть у нас есть НО!!

- «неформальное - когда не на второй, а на 10-й странице словарь открыт» - ой здорово сказано

 

к комментарию Красовского Дмитрия:

- "Мало того, что сам от безделья мается, так он еще и нас это дурью заниматься заставляет. При НАШЕЙ-то загруженности!..." - и у меня такое было внутри компании, пока даже на комменты не готовы, не то, чтобы посты добавлять. Многое зависит и от подачи, и от внутренней мотивации, и заинтересованности, и умения увидеть в этом пользу для себя, цель за пределами поста и блога (это про то, что после боязни публичности может прийти вопрос необходимости самой этой деятельности, и на него нужен будет ответ) Возможно, нужно искать и альтернативу более простую, как советует Владимир.

 

П.С. Подумала, вот в тему, наверное, читаю «Призвание», Кен Робинсон (про поиск своей деятельности и получение кайфа от нее) и «После трех уже поздно» (про детей и расширение границ раннего обучения, в том числе и обучение языкам).

Boroboro 01.08.2012 11:33:31

Надя, ради таких результатов не стоит пинать?

Ох, язык мой враг мой и привычка работать в ершистом коллективе.

edvb 01.08.2012 13:32:04

Марина, о каком удовольствии вы тут говорите?))) мы тут пашем как паровозы))) мы тут неформально учимся так сказать)))) 

marina.litvinova 01.08.2012 14:12:58
мы тут пашем как паровозы)))

))) а вот я умудряюсь получать удовольствие от процесса неформального обучения!

Boroboro 01.08.2012 14:41:55

Мне интересно, в Риме и Византии, когда риторике (знать бы что это такое

) учились, тоже много учебных постов писали или учебных диспутов проводили...

тренировались так сказать..

edvb 01.08.2012 14:59:49

Надя. они там почти только этим и занимались

я вот обратил внимание впервые, когда читал Иудейскую войну Иосифа Флавия - там царь Ирод уж больно красиво говорил с народом.

Так вот потом я выяснил, что в греческих и римских школах были специальные задания: ученики должны были писать речи исторических персонажей, потом они дискутировали, а самые красивые речи вставлялись в книги

 от так от))))

vladimir.nyurenberg 01.08.2012 16:33:40

древнеримский (античный, антиквариатный) блоггинг)))))

Boroboro 02.08.2012 17:59:23

Дмитрий: " А какому-нибудь скромному бухгалтеру каково на это решиться? "

А Вы попробуйте искать таких разговорчивх как я, мне вот в реале говорят: "да помолчи ты!"

А тут смотрю сайт, психология меня немножко интересует, можно блог открыть и , да-да, учитывая тематику сайта. Надо будет пост написать о пользе флуда, но название возьму очень вежливое "творческая атмосфера"...

edvb 03.08.2012 10:23:23

вот сосатв профессоров константинопольского университета 5 века)

1) три оратора для римского красноречия;

2) десять грамматиков для римской словесности;

3) пять софистов для греческого красноречия;

4) десять грамматиков для греческой словесности;

5) один философ;

6) два профессора для преподавания юридических наук.

edvb 03.08.2012 10:29:12

или вот еще одно правило, которое я себе вывел:

провел тренинг - напиши отчет

я вчера провел мастер класс в Санкт Петербурге - сегодня напишу отчет

Надя, видите, себя я тоже пинаю)))

Boroboro 04.08.2012 9:32:38

"мои посты первые были такой лажей..."

Эдуард, здесь есть тонкость, какой пост будет стимулировать на писание постов другими, а какой будет стимулировать работу над какой-то идеей..

Иногда "неясно" сформулированные лучше стимулируют мысль, наталкивают на тему, может сейчас найду один из ваших постов, который мне показался очень интересным вернее одна мысль в нем...

 

Boroboro 04.08.2012 10:01:32

Мне не удалось найти быстро один Ваш Эдуард пост где Вы говорили о постановке целей.

А надо ли цели ставить или он сами ставятся и без подпорок, такая у Вас была мысль еще неясная,

но чувствуется ее можно было бы на большой пост развернуть.

edvb 04.08.2012 10:11:43

про kpi - так это кажись и не пост был даже... а на форуме несколько мыслей

edvb 04.08.2012 10:48:53
костыли

Надя, вы не это имели ввиду?

Надо ли ставить цели?

Boroboro 04.08.2012 17:37:31

Точно Эдуард, именно этот пост. Каким-то образом этот пост заставляет думать,

обрабатывать информацию, почему, не знаю. Я не хочу сказать что другие посты не заставляют думать,

но в построении этого поста есть что-то особенное, он еще неразвернутый, зашифрованный, мысль в становлении....)))))

edvb 06.08.2012 22:24:46

Надя, меня самого озарило))))

я не стал шлифовать мысль - просто выплеснул

инструментального мало, но ... не зря же: зацепило)

edvb 10.08.2012 0:03:13

знаете, мне кажется, дискуссии про неформальное обучение сподвигли писать )))))

edvb 16.08.2012 10:25:44

Коллеги, не сочтите за спам, флуд и т.п..

Но раз уж тут вся компания собралась)))) то хочу сказать, чтоя  вотпуске до 3 сентября. поэтому смогу ограниченно участвовать в заседаниях клуба "Неформальное обучение")))))

marina.litvinova 16.08.2012 10:48:54
хорошо, Эдуард) приятного отдыха!
edvb 16.08.2012 10:55:57

Марина, остаетесь за главную)))))

marina.litvinova 16.08.2012 11:35:45

Эдуард, тут же главный в клубе Владимир - автор большинства постов по неформальному)

но со своей стороны обещаю отслеживать тему)

Для того, чтобы размещать статьи в Блоге, Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться или

Share |

 


О проекте      Реклама       Подписка       Контакты       Rambler's Top100 Яндекс цитирования ©2000-2011, HRM