Кто на самом деле трудный участник тренинга, и почему с ним не нужно бороться / Блоги на HRM.RU
 сделать домашней  добавить в избранное  карта сайта RSS
Имя 
Пароль  забыли?
Присоединяйтесь!

Новые материалы

   Названы самые высокооплачиваемые вакансии в Башкирии
   Не все профессии равны. Вчерашние школьники идут в телевизионщики и PR
   Новочебоксарские безработные граждане обучаются востребованным профессиям
   Где в Уфе заработать 100 тысяч рублей в месяц
   Сколько в среднем получают владимирские врачи?


 

Облако тегов
agile альфастрахование альфастрахования аналитика для hr apple ассессмент-центр автоматизация hr-бизнес процессов автоматизация бенчмаркинг бизнес-процессы бизнес симуляция бизнес тренинги для руководителей бизнес тренинги онлайн бизнес дистанционное обучение персонала дистанционное обучение e-learning e learning электронное обучение электронные курсы hr-аналитика hr-бренд hr-конференции hr-метрики hr-видео hr инновации исследования it josh bersin кадровый резерв карьера клиентоориентированность клиентский сервис для развития продаж клиентский сервис тренинг клиентский сервис компетенции корпоративная культура корпоративное обучение корпоративные бизнес тренинги коучинг kpi лидерство лидеры linkedin менеджмент модель компетенций мотивация персонала мотивация неформальное обучение обучение персонала обучение сотрудников предприятия обучение сотрудников обучение оценка эффективности обучения оценка персонала организационная культура персонал подбор персонала поиск работы продажи психология разработка речевых модулей для работы с претензиями рекрутеры рекрутинг рекрутмент roi рынок труда собеседование социальное обучение социальные сети стандарты клиентского сервиса стандарты обслуживания клиентов стив джобс таланты текучесть персонала тестирование тренинги по клиентскому сервису тренинги по сервису тренинги тренинг угловое преобразование фишера управление качеством обслуживая клиентов управление персоналом управление талантами управление текучестью персонала управление знаниями управление вебинары вовлеченность персонала websoft знания

все теги


События

полный список

Последние обсуждения

  26.09.2019 16:41:06
Новый уровень безопасности дыхания
  30.08.2019 14:26:41
Worldskills International и 3М запускают новый совместный проект «Образование во имя будущего»
  30.08.2019 11:33:40
Молодые профессионалы за устойчивое будущее
  24.08.2019 14:36:18
Научные эксперименты, продуктовые тесты и мировые технологии для молодых профессионалов
  09.08.2019 16:18:31
Только оригинальные СИЗ обеспечивают гарантированную защиту


Опросы
  Актуальные направления работы HR вашей организации 2017
Все опросы

HR-Блоги
Сысоева Алена Петровна 12.06.2012 16:54:10 (Изменен 12.06.2012 18:53:23)

Кто на самом деле трудный участник тренинга, и почему с ним не нужно бороться

Когда мы говорим об успешной работе тренера, центральное место в списке необходимых компетенций принадлежит навыкам работы с  группой, в частности, работе с трудными участниками.

Актуальность этой темы никак не связана с наличием или отсутствием тренерского опыта, ведь, как говорил Пауло Коэльо, «даже если ты  уже овладел искусством стрельбы из лука, все равно внимательно следи за  тем, как накладываешь стрелу и как натягиваешь тетиву». Добавляю уже от себя: сколько бы ни провел тренингов  — 100 или 1000, — они не станут «пожизненной страховкой» от сложных ситуаций и трудных участников.

Тема управления сложностями в тренинге достаточно широкая, и  в этом материале я хочу поделиться способами работы с  сопротивлением группы и трудными участниками.

Профилактика

Как гласит народная мудрость, лучше болезнь предупредить, чем ее  лечить. Поэтому лучший способ работы с трудностями — их  профилактика.

Часто за сопротивлением стоят объективные или субъективные причины:

  • — демотивация группы и отдельных участников;
  • — возраст, опыт участников;
  • — присутствие на тренинге значимых людей, что заставляет участников вести себя скованно;
  • — много новой информации, требующей пересмотра старых, привычных идей;
  • — низкая или неадекватная самооценка участников тренинга;
  • — избыток непонятной информации;
  • — наличие проблем в организации, не связанных с тренингом;
  • — неприязнь к личности тренера.

Хорошо также, если в ходе проведения тренинга мы внимательно наблюдаем за любой реакцией группы, находимся как бы «внутри» и «вне» группового процесса одновременно.

Вовремя распознать сопротивление — значит сделать первый шаг к его преодолению

Что это нам дает? Возможность сразу уловить зарождающееся сопротивление или же малейшие изменения состояния в группе. Наверняка, по  опыту, вы уже знаете, что чаще всего обучению мешают такие состояния в группе, как замешательство, неуверенность, недоверие участников, а  также раздражение, агрессия, страх, излишняя самоуверенность и усталость.

Что делать тренеру в таких случаях?

Давайте рассмотрим самые распространенные виды сопротивления — ситуации, когда вся группа или подавляющее большинство начинает активное или пассивное сопротивление.

Типы сопротивлений

Степень сопротивления

Виды групп

Высокая/средняя степень сопротивления

Неуправляемая, агрессивно настроенная

Средняя/низкая степень сопротивления

Пассивная, «холодная»

Итак, первый тип сопротивления — неуправляемая, агрессивно настроенная группа.

В чем оно проявляется? Например, в отказе выполнять упражнение, участвовать в ролевой игре, в категоричном несогласии с  тренером, в стремлении найти противоречия. Крайняя степень такого сопротивления — откровенная провокация, выражение агрессии и  враждебности по отношению к тренеру.

Главная наша задача в этом случае — не вестись на  провокацию и не становиться в оппозицию «мы-вы». В первую очередь, постарайтесь сохранить эмоциональное спокойствие, не реагировать на агрессию ответной агрессией.

Сопротивление бывает двух типов: неуправляемое, агрессивно настроенное и пассивное, «холодное»

Можно сделать дополнительную кофе-паузу, перерыв и во время перерыва проанализировать причины сопротивления группы. Иногда даже полезно прервать программу и не побояться спросить у группы, что происходит, обсудить ситуацию с участниками и предложить им  высказать свои идеи относительно продолжения тренинга.

Очень хорошо, если у нас имеется «стратегический запас» материала — например, альтернативный план проведения тренинга, дополнительные игры, которые позволят по ходу перестроить программу и  пойти за ожиданиями участников. Например, в нашей школе тренеров такой подход к построению программ обучения получил название «методология живого тренинга».

Теперь давайте рассмотрим основные способы работы с пассивной или «холодной» группой. Конфронтация и агрессия здесь отсутствует, равно как и другие эмоции — более продуктивные.

При выполнении индивидуальных и групповых заданий, ролевых игр участники делают все без интереса, механически, не вовлекаются в  обсуждение, не задают вопросов. Думаю, знакомая ситуация. Часто о  такой группе мы говорим — «демотивированная».

Что делать тренеру в этом случае? Направить все свои усилия на  поиск «кнопки», запускающей мотивацию. Один из вариантов  — постоянная смена форм активности, рассказывание историй и  примеров, вовлечение через демонстрацию практической пользы — с  помощью игр, тестов, заданий.

Эффективная работа с трудным участником начинается со смены позиции восприятия: на такого участника нужно посмотреть под другим углом

Можно также внести в тренинг элемент «интриги», игр, соревнований. Например, с помощью системы призов — за  внимательность, активность, самый интересный вопрос, идею и т. д.

Самое главное, что следует помнить тренеру в работе с группой: группа — это «зеркало». «Хотите знать, как у  вас обстоят дела? — посмотрите на группу». Вовремя распознать сопротивление — значит сделать первый шаг к его преодолению.

Работа с трудными участниками

Кроме группового сопротивления, гораздо чаще мы имеем дело с  отдельными трудными участниками. Давайте сначала определимся, кого мы  называем трудными участниками?

Ряд авторов относят к трудным участникам:

  • — любителей прерывать выступающих;
  • — негативистов, активно отрицающих любые новые предложения;
  • — лиц, постоянно демонстрирующих свое интеллектуальное превосходство как над остальными участниками, так и над тренером.

Эффективная работа с трудным участником начинается со смены позиции восприятия. Давайте попробуем посмотреть на такого участника под другим углом — не трудный, а развивающий участник. Ведь именно благодаря такому участнику у тренера есть возможность получить объективную обратную связь — в чем нужно усилиться, каких профессиональных навыков и личностных качеств пока недостаточно  — для адекватной работы с таким типом личности.

Кроме группового сопротивления, часто тренер сталкивается с отдельными трудными участниками

Как справедливо подметила одна из выпускниц нашей школы тренеров, «Каждый успешно „нейтрализованный“ трудный участник добавляет мне уверенности, повышает уровень моего профессионализма и  развивает гибкость и навыки подстройки».

И действительно, кого мы часто называем «трудной, сложной личностью»?

Того, кто не соглашается с нами, с нашей точкой зрения или очень отличается от нас.

Этим «отличием» участник начинает мешать запланированному «сценарию» тренинга — ведет себя не так, как вся остальная группа, не так реагирует на рассматриваемый материал, задает каверзные вопросы и в целом уводит группу от изначальных задач тренинга.

И что самое неприятное — подрывает наш авторитет тренера и эмоционально-ресурсное состояние.

Можно придумывать сколько угодно способов «борьбы» с  трудными участниками, но, на наш взгляд, эффективнее другой, более глубокий путь — не борьбы, а работы. И работы в  первую очередь над собой.

Первый шаг на этом пути — смена «позиции восприятия» и осознание причин поведения, мотивации, побуждающей человека проявлять себя именно таким образом.

Причины, по которым люди бывают трудными.
1. Воспринимают нас как угрозу.
2. Не чувствуют себя в  безопасности.
3. Воспринимают ресурсы недостаточными.
4. Чувствуют стремление быть совершенными и подталкивают к этому других.
5. Привносят на тренинг свои личные проблемы.
6. Нетерпеливы, утомлены или раздражены.
7. Не умеют вести себя по-другому.

Что можно в данном случае порекомендовать?
1. Сохранять эмоциональное спокойствие.
2. Услышать, почувствовать участника, чтобы понять, что стоит за его сопротивлением, и именно на это направить свою работу.
3. Определить тип участника, чтобы выбрать форму работы с ним.
4. Быть готовым поставить себя на  место другого человека, спросить себя:

  • — Что бы удовлетворило меня в этой ситуации?
  • — Как мне хотелось бы, чтобы обращались со мной?
  • — Чего это потребует от… ?

5. Уйти из проблемы в решение. Спросить участника:

  • — В чем заключается вопрос?
  • — Что вызывает трудность?
  • — Что бы вам хотелось от меня сейчас услышать?

6. Четко следовать своим тренерским целям

С каждым отдельным трудным участником, безусловно, нужен свой индивидуальный подход. Давайте рассмотрим несколько наиболее часто встречаемых типов и способы работы с каждым из них.

Типы «трудных» участников

Говорун-террорист, или Монополист

Краткая характеристика/описание: постоянно говорит, стремится «захватить», территорию, не дает никому вставить слово, монополизирует дискуссию, оттесняет других участников, в своем монологе надолго уводит группу от основной темы.

Способы работы/реакция

1. Поблагодарите участника за высказанное мнение, резюмируйте его точку зрения и продолжайте занятие в нужном направлении.
2. Предложите другим участникам задать вопросы.
3. Перенесите обсуждение в мини-группы.
4. Прямо скажите, что участник отклоняется от  темы дискуссии, и еще раз повторите цель обсуждения, приглашая других высказать свое мнение.

Агрессор

Краткая характеристика/описание: негативно настроен, открыто проявляет недовольство и раздражение, сопротивляется любым формам работы, провоцирует конфликт, его типичное выражение: «Что за ерунду вы нам рассказываете! Это не  имеет никакого отношения к жизни».

Способы работы/реакция

1. Понять причины сопротивления. Чаще всего за провокацией конфликта скрывается стремление к превосходству и желание привлечь к себе внимание.
2. Попробовать сгладить конфликт шуткой.
3. Дать возможность высказаться, спрашивать о возможном решении.
4. Установите личный контакт — постарайтесь поближе пообщаться с  ним во время перерыва.

Господин Несоглашатель, или Фома Неверующий

Краткая характеристика/описание: циничен, выражает категорическое несогласие с тем, что рассказывает тренер, типичная фраза: «Это не работает».

Способы работы/реакция

1. Спросить в ответ — «А есть что то, что работает?».
2. Предложить свой вариант решения.
3. Сыграть в игру: «Скажи, что это не так!».
4. Перевести высказанное несогласие в вопрос ко всей группе " А что по  этому поводу думают остальные?».

Эксперт, или Мистер Гугл

Краткая характеристика/описание: считает себя экспертом в данном вопросе, уверен, что знает «все обо всем» лучше тренера и группы, много говорит, хвастается, утверждает свой статус.

Способы работы/реакция

1.Отметить уровень информированности участника, поблагодарить за  дополнения и вернуться к целям и задачам тренинга.
2. Дать возможность в практическом упражнении продемонстрировать уровень владения навыками и знаниями, корректно подвести к мысли, что знать  — не значит «делать, применять».

«Цветочек»

Краткая характеристика/описание: не участвует в работе группы, в обсуждениях, никак не проявляет своего присутствия.

Способы работы/реакция

1. Раскрыть причину и искать способы включить в работу через разные методы активности.
2. Постарайтесь установить контакт с  участников во время перерыва.
3. Пригласить выступить в роли лидера при выполнении заданий в небольших группах.
4. Оставьте в покое — тот факт, что они не принимают активное участие, не означает, что они ничему не учатся.

Шутник

Краткая характеристика/описание: постоянно прерывает обсуждение шутками, анекдотами, уводит группу в сторону от основных задач.

Способы работы/реакция

1. Отметьте его чувство юмора.
2. Установите правила — один анекдот в тренинговом блоке.
3. Предложите рассказать анекдот в  перерыве.

Конспиратор-шептун

Краткая характеристика/описание: нашептывает свои комментарии соседу, ведет свой «параллельный» диалог.

Способы работы/реакция

1. Используйте невербальные средства общения, чтобы привлечь внимание (зрительный контакт, подойти поближе).
2. Понизьте голос или сделайте паузу.
3. Задайте вопрос одному из участников.
4. Не  говоря ни слова, запросите их разрешение продолжать (взмахом бровей, кивком головы или безмолвным «ОК»?).
5. Введите «штрафные санкции».

Можно придумывать сколько угодно способов «борьбы» с  трудными участниками, но намного эффективнее другой, более глубокий путь — не борьбы, а работы

Предложенные способы не являются исчерпывающим и не  претендуют на роль «рецепта» на все случаи жизни  — придумывайте, ищите, находите свои варианты, техники, приемы.

Продолжая идею развивающего участника вместо трудного, хочется пожелать: извлекайте уроки из любого своего взаимодействия, спрашивайте себя каждый раз:

  • — Что полезного в данной ситуации лично для меня?
  • — Что способствовало возникновению данной ситуации?
  • — Какие мои действия, слова, мысли привели к такой ситуации?
  • — Какие варианты решения существуют?
  • — Какое из всех решений оптимальное?
  • — Что я могу сделать, чтобы изменить ситуацию?
  • — Что я могу и готов(а) сделать, чтобы в  будущем это не повторилось?

Люди очень отличаются друг от друга. Подход, который может хорошо сработать с одними, обидит других. Тонкая чувствительность, эмпатия, готовность учиться и изменяться — это самые важные ресурсы, которые стоит вкладывать в учебный процесс. И тогда каждый трудный участник действительно станет развивающим, взаимодействуя с которым мы совершенствуемся в первую очередь как личности, а также оттачиваем свое тренерское мастерство на пути к вершинам успеха.

Прикрепленный файл: Документ Microsoft Office Word.docx


Метки данной записи: работа с трудными участниками тренинги

Комментарии
Мельник Людмила Степановна 14.06.2012 10:08:03

Уважаемая Елена, вчера прочла Вашу статью , уже закрывая комп перед выходом на тренинг. Хочу сказать Вам спасибо. Хотя все, что Вы пишете, я за 13 лет тренерства давно знаю, но статья написана таким хорошим языком, настольтко конкретна и... непоколебимо "спокойна", а главное она была мне "в руку". У меня был второй день, а в первый у меня образовался один сопротивляющийся лидер мнения. С утра перебирала варианты корректной его переориентации. И тут Вы со статьей - верной дорогой идете товарищи! Я успокоилась, расслабилась и.. все хорошо. Думаю, молодым тренерам она будет необычайно полезна:)

Для того, чтобы размещать статьи в Блоге, Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться или

Share |

 


О проекте      Реклама       Подписка       Контакты       Rambler's Top100 Яндекс цитирования ©2000-2011, HRM