9 законов убыточности Систем управления знаниями (Часть 2) / Блоги на HRM.RU
 сделать домашней  добавить в избранное  карта сайта RSS
Имя 
Пароль  забыли?
Присоединяйтесь!

Новые материалы

   Названы самые высокооплачиваемые вакансии в Башкирии
   Не все профессии равны. Вчерашние школьники идут в телевизионщики и PR
   Новочебоксарские безработные граждане обучаются востребованным профессиям
   Где в Уфе заработать 100 тысяч рублей в месяц
   Сколько в среднем получают владимирские врачи?


 

Облако тегов
agile альфастрахование альфастрахования аналитика для hr apple ассессмент-центр автоматизация hr-бизнес процессов автоматизация бенчмаркинг бизнес-процессы бизнес симуляция бизнес тренинги для руководителей бизнес тренинги онлайн бизнес дистанционное обучение персонала дистанционное обучение e-learning e learning электронное обучение электронные курсы hr-аналитика hr-бренд hr-конференции hr-метрики hr-видео hr инновации исследования it josh bersin кадровый резерв карьера клиентоориентированность клиентский сервис для развития продаж клиентский сервис тренинг клиентский сервис компетенции корпоративная культура корпоративное обучение корпоративные бизнес тренинги коучинг kpi лидерство лидеры linkedin менеджмент модель компетенций мотивация персонала мотивация неформальное обучение обучение персонала обучение сотрудников предприятия обучение сотрудников обучение оценка эффективности обучения оценка персонала организационная культура персонал подбор персонала поиск работы продажи психология разработка речевых модулей для работы с претензиями рекрутеры рекрутинг рекрутмент roi рынок труда собеседование социальное обучение социальные сети стандарты клиентского сервиса стандарты обслуживания клиентов стив джобс таланты текучесть персонала тестирование тренинги по клиентскому сервису тренинги по сервису тренинги тренинг угловое преобразование фишера управление качеством обслуживая клиентов управление персоналом управление талантами управление текучестью персонала управление знаниями управление вебинары вовлеченность персонала websoft знания

все теги


События

полный список

Последние обсуждения

  24.08.2019 14:36:18
Научные эксперименты, продуктовые тесты и мировые технологии для молодых профессионалов
  09.08.2019 16:18:31
Только оригинальные СИЗ обеспечивают гарантированную защиту
  07.08.2019 12:14:48
Компания 3М опубликовала финансовые результаты II квартала 2019 года
  08.07.2019 10:12:52
Известный сайт для общения специалистов по управлению персоналом
  04.07.2019 17:29:07
3М цифровизирует программу лояльности и переводит взаимодействие с клиентами на блокчейн


Опросы
  Актуальные направления работы HR вашей организации 2017
Все опросы

HR-Блоги
Мирошниченко Андрей Николаевич 31.10.2012 13:51:29 (Изменен 31.10.2012 14:24:47)

9 законов убыточности Систем управления знаниями (Часть 2)

 

Продолжение
Впервые целиком опубликовано здесь.

Написано в соавторстве мной, П.Э.Фадеевым и Г.Ч.Терпиловским

1.3.Знание это капитал. Его можно приумножить и разбазарить
В бизнесе процесс управления знаниями можно начинать только после четкого понимания того что, знание является капиталом и приносит доход[5 ].
Сегодня существует масса различных методик оценки интеллектуального капитала. Карл-Эрик Свейби, например, выделяет 25 способов измерения интеллектуального капитала, которые он делит на 4 группы:
  • Методы прямого измерения интеллектуального капитала - Direct Intellectual Capital methods (DIC)..
  • Методы рыночной капитализации - Market Capitalization Methods (MCM).
  • Методы отдачи на активы  - Return on Assets methods (ROA).
  • Методы подсчета очков - Scorecard Methods (SC)[6].
Но оценка знания как капитала – это только первый шаг. Подлинное управление знаниями может начаться только тогда, когда мы имеем возможность измерять и планировать полезность знаний.
Как правило, к действиям по управлению знаниями относят следующее:

 

Этапы
Полезное содержание
1
Определение потребностей в знаниях; постановка целей
Целями обычно бывают: улучшение, оптимизация, совершенствование бизнес-процессов, технологий, производственных процессов, алгоритмов работы, методик, методологий и т.д.
2
Поиск или генерирование необходимых знаний
Функционирование сообществ практики, сетевых, профессиональных сообществ, рабочих и междисциплинарных команд, кружков качества, проектных групп и т.д.
3
Формализация знаний
Стандарты предприятия (СТП), отраслевые технические условия (ОТУ), корпоративные регламенты и правила, постпроектные отчеты, After action review, корпоративныеwiki, словари, скиллопедии и т.д.
4
Структурирование и хранение знаний
Структурирование при помощи таксономии и фолксономии, хранение в различных базах, репозиториях, библиотеках знаний
5
Распространение и использование знаний
Корпоративное обучение, задания по улучшению показателей, обмен опытом между командами и подразделениями, наставничество, менторство, сторрителлинг, карьерные планы, планы личного развития, корпоративные социальные сети (блоги, форумы), неформальные мероприятия и т.д.

 

Но! Осуществление этих действий обычно приводит к накоплению большого количества информации (см. п. 1.1.), созданию множества новых организационных структур, увеличению массы корпоративных мероприятий и т.д. Одним словом компания накапливает то, что имеет косвенное отношение к «интеллектуальному капиталу». Накопление информации вовсе не означает получение осязаемой пользы от ее применения.
На каждом из этапов управления знаниями возможны действия, которые могут быть бесполезны или даже могут привести к ущербу:

 

Этапы
Диверсионное содержание
1
Определение потребностей в знаниях; постановка целей
Очень часто достижение поставленных целей в рамках СУЗ вредит другим бизнес-процессам
2
Поиск или генерирование необходимых знаний
Неправильный поиск и генерирование знаний могут привести к порождению большого количества гипотетически полезных знаний, проверка которых может привести к издержкам или большому ущербу
3
Формализация знаний
Зачастую стандартизированная формализация знаний выхолащивает смысл и многоконтекстность знаний
4
Структурирование и хранение знаний
Хорошее структурирование знаний и большое количество хранимой информации не гарантирует применение этих знаний на практике, а зачастую приводит к большим затратам времени на поиск информации
5
Распространение и использование знаний
Доставленное до адресата знание, помимо возможного выхолащивания его по пути может привести к неправильному применению или к отрицанию его целесообразного использования

 

В абсолютном большинстве случаев, попыткой защититься от диверсионного содержания управления знаниями, является дискретное, пошаговое достижение результатов.
Сначала ставим цель и ее достигаем, потом спохватываемся и по факту разгребаем диверсионные последствия. В итоге, ситуация в целом описывается крылатой фразой: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».
При таком подходе не происходит капитализация знаний.
Для капитализации знаний, для ведения непрерывного процесса увеличения их стоимости, для ведения процесса непрерывного улучшения деятельности предприятия, нужен фильтр (механизм), который обрабатывает взаимодействие полезного знания и диверсионного, производя на выходе знание капитализированное.

 

Рис. 3.
Фильтр №3 работает по следующей формуле (позитивный драматический конфликт[7]):< /span>
  1. Предприятие (или его часть) стремится достичь своих целей, опираясь на свое понимание полезного знания о средствах и способах достижения этих целей,
  1. НО1.! Новые (или старые) условия (финансовые, структурные, рисковые) и новые (или старые) люди (новый или старый контекст), делают исходные, полезные по форме знания ошибочными и приводят предприятие к обратному - к отрицательному результату.
  1. НО2.! Новые условия (контексты диверсионного знания, технологии, решения) и
новые люди (креативность, профессионализм; деловые качества; нацеленность на результат, умение решать задачи), 
трансформируют исходные, полезные по форме знания в знания, определяющие динамику становления предприятия и
приводят предприятие к обоснованной, поступательной постановке целей и устойчивому достижению новых результатов.
Пример к п.3:
Предприятие стремится увеличить продажи, организовав эффективную систему обучения новых продавцов, НО1. – поднимает продажи конкурентам;
НО2.! Создание собственного предприятия по подготовке кадров для внешних рынков и коррекция процессов адаптации к рабочим местам позволило предприятию не только снять проблемы с адаптацией, не только получать доход от нового предприятия, но и отбирать для себя лучших из лучших продавцов.
Возникла плановая и управляемая система увеличения продаж.
На практике реализация такого фильтра осуществляется как последний (он же нулевой)  этап действий по управлению знаниями. Управление знаниями переходит от дискретной формы к циклической.
2.1.        Знание распределяется по организационной и функциональной структуре
Диверсионное знание может производиться самой организацией при неправильным распределением потоков знания по структуре.
При определении потребителей знаний необходимо учитывать иерархию, «вес» решений, которые будут приниматься на основе приобретенных или созданных знаний. Очевидно, что знания, направляемые для принятия стратегических управленческих решений, стоят в несколько раз больше, чем знания, которые могут и должны использовать исполнители. Впрочем, как и риски.
Какими знаниями Вы управляете? Знаниями для ТОПов, для линейных руководителей или знаниями для исполнителей?
То же относится к территориальному фактору. Насколько при организации процессов управления знаниями Вы учитываете региональную и культурную специфику? Смогут ли сотрудники офиса в Китае понять и использовать знания формализованные и созданные в США?
Производство диверсионного знания за счет различий в культуре давно подмечено специалистами, остается вопрос о том, насколько это учитывается при определении формы знаний:
Ниже приводятся примеры наиболее характерных различий, которые могут проявиться в процессе сотрудничества российских и зарубежных партнеров:
• Делегирование полномочий: в западноевропейских компаниях дистанция между начальниками и подчиненными выражена не так явно как в российских. Это означает, что даже в организациях со строгой иерархией сотрудники по своей инициативе берут на себя дополнительные полномочия в ходе выполняемых задач, а также формируют группы для их выполнения.
• Общение и работа с информацией: В западных компаниях деловое общение — гораздо более открытый процесс, обмен знаниями распространен достаточно широко, а в России, как описано в ряде работ, сотрудники компаний в меньшей степени склонны обмениваться информацией, что является одной из серьезных проблем. В России очень большое значение имеют личные отношения и неформальные связи (Meyer, 2000, стр.28). Наибольшим доверием пользуются лишь близкие друзья, члены семьи и коллеги по службе (Puffer 1994, стр. 52).
При распространении знаний в различных региональных подразделениях компании необходимо также обращать внимание на позитивные последствия «неправильной интерпретации знаний» («природная» капитализация знаний), которые очень часто могут привести к созданию инноваций. Однако не следует забывать, что этот процесс также должен быть управляемым.

 

 

[7]  О драматическом конфликте в развитии систем см.: Фадеев П.Э., Фадеева Т. Б. Прикладная теория драматургии. Мн.: ПФ Трамп, 1992.

 

Продолжение следует


Метки данной записи: управление знаниями интеллектуальный капитал

Комментарии

Для того, чтобы размещать статьи в Блоге, Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться или

Share |

 


О проекте      Реклама       Подписка       Контакты       Rambler's Top100 Яндекс цитирования ©2000-2011, HRM