5 ключевых модулей неформального обучения / Блоги на HRM.RU
 сделать домашней  добавить в избранное  карта сайта RSS
Имя 
Пароль  забыли?
Присоединяйтесь!

Новые материалы

   Названы самые высокооплачиваемые вакансии в Башкирии
   Не все профессии равны. Вчерашние школьники идут в телевизионщики и PR
   Новочебоксарские безработные граждане обучаются востребованным профессиям
   Где в Уфе заработать 100 тысяч рублей в месяц
   Сколько в среднем получают владимирские врачи?


 

Облако тегов
agile альфастрахование альфастрахования аналитика для hr apple ассессмент-центр автоматизация hr-бизнес процессов автоматизация бенчмаркинг бизнес-процессы бизнес симуляция бизнес тренинги для руководителей бизнес тренинги онлайн бизнес дистанционное обучение персонала дистанционное обучение e-learning e learning электронное обучение электронные курсы hr-аналитика hr-бренд hr-конференции hr-метрики hr-видео hr инновации исследования it josh bersin кадровый резерв карьера клиентоориентированность клиентский сервис для развития продаж клиентский сервис тренинг клиентский сервис компетенции корпоративная культура корпоративное обучение корпоративные бизнес тренинги коучинг kpi лидерство лидеры linkedin менеджмент модель компетенций мотивация персонала мотивация неформальное обучение обучение персонала обучение сотрудников предприятия обучение сотрудников обучение оценка эффективности обучения оценка персонала организационная культура персонал подбор персонала поиск работы продажи психология разработка речевых модулей для работы с претензиями рекрутеры рекрутинг рекрутмент roi рынок труда собеседование социальное обучение социальные сети стандарты клиентского сервиса стандарты обслуживания клиентов стив джобс таланты текучесть персонала тестирование тренинги по клиентскому сервису тренинги по сервису тренинги тренинг угловое преобразование фишера управление качеством обслуживая клиентов управление персоналом управление талантами управление текучестью персонала управление знаниями управление вебинары вовлеченность персонала websoft знания

все теги


События

полный список

Последние обсуждения

  30.08.2019 14:26:41
Worldskills International и 3М запускают новый совместный проект «Образование во имя будущего»
  30.08.2019 11:33:40
Молодые профессионалы за устойчивое будущее
  24.08.2019 14:36:18
Научные эксперименты, продуктовые тесты и мировые технологии для молодых профессионалов
  09.08.2019 16:18:31
Только оригинальные СИЗ обеспечивают гарантированную защиту
  07.08.2019 12:14:48
Компания 3М опубликовала финансовые результаты II квартала 2019 года


Опросы
  Актуальные направления работы HR вашей организации 2017
Все опросы

HR-Блоги
Пономарёв Эдуард 19.02.2013 14:36:28 (Изменен 20.02.2013 13:31:19)

5 ключевых модулей неформального обучения

«Учиться! Учиться! И ещё раз учиться!» - советовал нам один весьма успешный  project-manager. И мы, вняв этому совету, активно принялись реализовывать на практике написанное выше. Мы учимся! Кто-то больше, а кто-то меньше. Кто-то в учебных заведениях, а кто-то самостоятельно. Кто-то всему подряд, а кто-то узко направленно. Мы учимся языкам, менеджменту, единоборствам, водить машину, готовить суп, или даже расписывать матрёшек под хохлому. Мы разные, и интересуемся разным! Но главное все мы, так или иначе, учимся.

Если задуматься, то вся жизнь – это один сплошной цикл неформального обучения. Или формального!? Тут уж  вопрос отношения к ней, к жизни, нежели вопрос определений.

Учимся мы и на работе. Как формально, согласно существующей в нашей компании стратегии развития профессиональных качеств сотрудников; так и не формально, взаимодействуя, интересуясь, да и просто существуя. И не удивительно, что многие организации хотят использовать помимо стандартных приёмов развития человеческого потенциала, и мощный пласт приёмов заложенных в неформальном обучении. Совершенствуя себя, через самосовершенствование своих сотрудников.

Ниже приведены пять модулей, как основные, на мой взгляд, векторы по которым, компания может строить работу в рамках идеи неформального обучения. Но перед тем как приступить к их перечислению, хотелось бы заметить, что есть несколько критичных факторов, без которых идея неформального обучения, очень рискует так и остаться просто идеей. Во первых оно должно быть вкусным, или интересным, или «секси» - определение можете подобрать любое, главное это что бы был энтузиазм, вовлеченность, азарт и возможность получить удовольствие. Во вторых, не смотря на то, что обучение неформальное, оно должно быть управляемым. HR, директор, или менеджер по обучению, кто бы не реализовывал этот проект должен отлично представлять себе каких целей он хочет добиться, какие приращения получить и как для этого организовать процесс.

1. «Литературный модуль»

Данный модуль включает в себя различные формы работы с текстами. Такие как читательские конференции. Когда сотрудники собираются вместе и обсуждают прочитанные ими книги. Существуют различные форматы подобного мероприятия. Оно может быть посвящено обсуждению одной книги, с выступлением спикера, её презентацией и последующей дискуссией. Возможен и формат когда разные люди представят прочитанные ими книги и своё к ним отношение. А затем групповым обсуждением будет, к примеру, сформирован рейтинг этих книг. Больше того, этот рейтинг может быть соответствующим образом оформлен и опубликован в различных источниках как: «топ 10 книг для менеджера, по мнению компании АБВ». Подобная практика помимо определённого пиара, имеет и ещё один очень важный смысл. Факт создания общего продукта по результатам совместной деятельности, читательской конференции в нашем случаи, является великолепным стимулирующим фактором. И это правило будет актуально и для всех остальных модулей.   

Но помимо обсуждения текстов написанных кем-то, ваши сотрудники ведь могут писать и сами. Больше того, почти наверняка кто-то из них уже пишет. Человек существо социальное и он активно нуждается в самовыражении.  Благо современное развитие соц. сетей и блогов даёт для этого все инструменты. Возможно, они пишут на профессиональные темы, возможно отзывы на прочитанные книги, может быть, анализируют свой рынок…вариантов много, но главное это можно и нужно использовать. Можно устраивать конкурсы на лучшую статью по заданной тематике, публиковать их на корпоративном портале, в корпоративной газете. И если оных нет, то их как раз можно завести, и наполнить контентом созданным собственными же работниками. Главное всячески стимулировать эту деятельность, и вы удивитесь, как много талантов вы не замечали раньше. (Хочу заметить, что идею блоггинга я подчеркнул из статей Эдуарда Бабушкина, активного сторонника подобной формы обучения)  

2. «Игровой модуль»

Обучение через игры – это уже классика. Собственно говоря, методология современных тренингов во многом на игровой концепции и базируется. Но здесь хотелось бы посмотреть на игры немного под другим углом. Мы же с вами уже договорились, что в неформальном обучении критически важна инициатива самих обучающихся. А значит и игры должны быть такими, в которые люди играют и так, потому что им это нравится, а не, потому что это в рамках какой-нибудь программы «человекоразвития». 

Согласитесь, наверняка ведь кто-то из нас любит карточные игры покер, преферанс или бридж. Они же тренируют уйму навыков: умение анализировать, умение блефовать, умение просчитывать на несколько ходов. А кто не играл в компании в «крокодила» или не угадывал что написано на бумажке заботливо приклеенной ему на лоб. Весело, азартно, но ведь, сколько всего полезного происходит параллельно, учишься задавать вопросы, выступать перед аудиторией, мыслить нестандартно. Или настольные игры, от классической монополии, до различных вариаций с захватом планет и борьбой за мировые ресурсы. Удовольствия уйма, а ещё учишься искать союзников, предвидеть проблемы, рассчитывать свои силы.     А с каких неожиданных сторон в процессе игры может раскрыться, казалось бы, знакомый человек.

Ведь нет ничего проще, чем организовать клуб любителей той или иной игры, а можно и разных, чередуя их. Затраты минимальны, помещение да чай, но если грамотно организовать этот процесс, поставить себе задачу отслеживать и управлять им, то очень много полезного можно получить на выходе.

3. «Драматический модуль»

В этот модуль входят различные формы публичных выступлений. И это не обязательно драмкружок. Хотя драмкружок это тоже отличный инструмент. Только подумайте как часто нам, непосредственно в нашей профессиональной деятельности, нужны артистические навыки. Презентация, способность убеждать, способность подстраиваться и ещё десятки наиважнейших навыков – это же не что иное, как умение талантливо сыграть свою роль. Вот и отлично! В рамках подобной мастерской талантов, можно репетировать, и хоть и поверхностно, но использовать различные методики развития, применяемые в театральных вузах.  Заманчиво же звучит, если вас позовут не на очередной тренинг, а на мастер-класс по системе Станиславского.

А за тем, как награда за долгие репетиции и труд, премьера. Тут вам и снятие барьеров перед публичным выступлением, и положительные эмоции от обратной связи, и всё тот же пресловутый продукт, созданный совместными усилиями.

И театральная форма тут не единственный вариант. Можно делать короткометражные фильмы. Как вам идея конкурса на лучший рекламный ролик компании, или лучшее поздравление с праздником!? Ещё можно выбрать такой формат, при котором участие в подобных мероприятиях смогут принимать не только непосредственные сотрудники, но и их дети к примеру. Это и с социальной точки зрения красиво, да и удельную долю позитива в компании наверняка увеличит.

4. «Спортивный модуль»

Наверное, самый очевидный модуль. «О спорт ты мир» - когда-то написал барон Пьер де Кубертен, и если ваша компания считает себя часть этого мира, то бес спорта ей никуда. Совместные занятия спортом дают сразу несколько возможностей, это и возможность снятия накопившегося напряжения и возможность переключится с рабочих вопросов, да и улучшение здоровья сотрудников, это тоже очень важно для компании. Но что с обучением!? Тут тоже всё на поверхности. Командные виды спорта – это отличный тренинг командообразования, и не что так хорошо не развивает целеустремлённость и способность преодолевать трудности, как систематические занятия спортом. А затраты опять минимальны: площадка мяч, ракетки или шайба. Добавляем соревновательный момент (состязание между отделами, подразделениями, филиалами), какой-нибудь кубок и возможность общественного признания победителей, и всё заработает.

5. «Наставничество»

Сразу хочу заметить, что в этом модуле речь идёт не о наставничестве, как форме адаптации новых сотрудников в организации. А о наставничестве, как об учительстве жизни. Это, пожалуй, самая сложная для понимания и неоднозначная категория. Здесь речь идёт о том, что в организации должны быть такие люди, которые бы являлись моральными авторитетами, и самим фактом своего присутствия уже бы «научали» других людей взаимодействующих с ним. Люди склонны перенимать модели поведения. И если в рамках компании правильно позиционировать и преподносить положительные модели поведения, остальные люди будут стремиться их перенять. Но! Тут есть несколько подводных камней. Во первых такие люди должны быть, клонировать их пока что нельзя. А во вторых, как определить «правильную» модель поведения, кто её будет определять и в обще, имеет ли он право на подобные определения.

А вы учитесь неформально? Или может быть учите?

Тогда расскажите, пожалуйста, как, поучимся и мы)

 

Благодарю Вас, за уделённое внимание.

С искренним уважением, Эдуард Пономарёв.

Email: Edponomar@gmail.com

Skype: Edponom 


Метки данной записи: неформальное обучение развитие персонала

Комментарии

Для того, чтобы размещать статьи в Блоге, Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться или

Share |

 


О проекте      Реклама       Подписка       Контакты       Rambler's Top100 Яндекс цитирования ©2000-2011, HRM